В РИТМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ПОДРАЖАНИЕ И КООРДИНАЦИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ СИНХРОНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

Насибуллов Камиль Исхакович, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии религии и педагогики Международной исламской академии Узбекистана

Авторы

  • Насибуллов Камиль Исхакович TerDU

Ключевые слова:

взаимопонимание, когнитивные процессы, лингвистическое выравнивание, невербальное взаимодействие, мимикрия, эмоциональное заражение.

Аннотация

В статье раскрывается, как подражание и координация формируют основу межличностной синхронизации, укрепляя взаимопонимание и социальные связи. Исследуя данные из социальной психологии, когнитивных наук и лингвистики, демонстрируется, что синхронные действия и коммуникативные модели улучшают групповую работу и общение. Особое внимание уделяется влиянию этих процессов на социальные взаимодействия, подчеркивая их роль в обогащении коллективной деятельности. Статья поднимает вопросы о механизмах, лежащих в основе синхронизации, и обсуждает, как подражание и координация влияют на формирование и развитие межличностных отношений. Представлено обсуждение ограничений существующих исследований и предложены направления для будущих работ, что делает статью особенно актуальной для исследователей, заинтересованных в понимании динамики социальных взаимодействий.

Библиографические ссылки

Bailenson, J. N., & Yee, N. (2005). Digital chameleons: Automatic assimilation of nonverbal gestures in immersive virtual environments. Psychological Science, 16, 814–819.

Bernieri, F. J. (1988). Coordinated movement and rapport in teacher-student interactions.

Journal of Nonverbal Behavior, 12, 120–138.

Bock, J. K. (1986). Syntactic persistence in language production. Cognitive Psychology, 18, 355–387.

Branigan, H. P., Pickering, M. J., & Cleland, A. A. (2000). Syntactic co-ordination in dialogue. Cognition, 75, 13–25.

Brennan, S. E., & Clark, H. H. (1996). Conceptual pacts and lexical choice in conversation.

Journal of Experimental Psychology. Learning, Memory, and Cognition, 22, 1482–1493.

Brennan, S. E., Galati, A., & Kuhlen, A. K. (2010). Two minds, one dialog: coordinating speaking and understanding. Psychology of Learning and Motivation, 53, 301–344.

Cator, L. J., Arthur, B. J., Harrington, L. C., & Hoy, R. R. (2009). Harmonic convergence in the love songs of the dengue vector mosquito. Science, 323, 1077–1079.

Chartrand, T. L., & Bargh, J. A. (1999). The chameleon effect: The perception-behavior link and social interaction. Journal of Personality and Social Psychology, 76, 893–910.

Chartrand, T. L., & Van Baaren, R. (2009). Human mimicry. Advances in Experimental Social Psychology, 41, 219–274.

Clark, H. H. (1996). Using language. Cambridge, England: Cambridge University Press.

Clark, H. H., & Brennan, S. E. (1991). Grounding in communication. In L. B. Resnick (Ed.), Perspectives on socially shared cognition (pp. 127–149). Washington: American Psychological Association.

Загрузки

Опубликован

2024-11-10