РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ ГУМАНИСТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ БИОЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВРАЧА ХХI ВЕКА

Замира Мухамеджановна Мухамедова, д.ф. н, профессор, Ташкентский государственный стоматологический институт, muhamedova_zamir@mail.ru

Авторы

  • Замира Мухамеджановна Мухамедова

Аннотация

      Целью данной статьи является вопрос о вкладе гуманитарных наук в медицинское образование. Роль гуманитарных наук в медицинском образовании как участника, способствующего профессионализму врачей стал подвергаться сомнению и как итог такого отношения, последовал процесс сокращения часов и самих предметов гуманитарных наук в медицинском образовании. Насколько оправданным является такое отношение к гуманитарным наукам? В статье рассматривается феномен медицинских гуманитарных наук и международный опыт интеграции гуманитарных наук в медицинское образование.

Библиографические ссылки

Мухамедова З.М. Философско-методологические основания гуманизации образования в Республике Узбекистан. Автореф. дис…д - ра. . . филос. наук. - Т.: 2007, 50 с.

Постановление PF-4947 -атегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах: «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» - Постановление Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиеева от 20 апреля 2017 года

Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан» УП-5590 от 7 декабря 2018 года

Frank W. Stahnisch and Marja Verhoef. The Flexner Report of 1910 and Its Impact on Complementary and Alternative Medicine and Psychiatry in North America in the 20th Century. Evid Based Complement Alternat Med. 2012; 2012: 647896.PMCID: PMC3543812. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC3543812

Gordon J1.Medical humanities: to cure sometimes, to relieve often, to comfort always. Med J Aust. 2005 янв. 3; 182 (1): 5-8. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15651937]

Hurwitz B.Medical humanities: lineage, excursionary sketch and rationale. J Med Ethics. 2013 Nov;39(11):672-4. doi: 10.1136/medethics-2013-101815 https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24129789

Пеллегрино Э. Медицинская этика в США: настоящее и будущее // Человек. №2, с. 47-55.

FujinoA 1 Medical Humanities--the Historical Significance and Mission in MedicalEducation.https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26667195J UOEH. .( 2015 Dec. 1; 37 (4): 273-91. doi: 10,7888 / juoeh.37.273

Stolt CM1. What is the humanistic medicine? Tidsskr Nor Laegeforen. 2000 Dec 10;120(30):3736 7. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11215949

Rabie El-Said Abdel-Halim The role of Ibn Sina (Avicenna)’s Medical Poem in the transmission of medical knowledge to medieval Europe. http://muslimheritage.com/article/role-of-ibn-sina-avicenna-medical- poem

Kutac J, Osipov R, Childress A. Innovation Through Tradition: Rediscovering the "Humanist" in the Medical Humanities. J Med Humanit. 2016.Dec;37(4):371-387. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26561349

Wald HS, Anthony D, Hutchinson TA, Liben S, Smilovitch M, Donato AA. Professional identity formation in medical education for humanistic, resilient physicians: pedagogic strategies for bridging theory to practice. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25901874

International standards in medical education: assessment and accreditation of medical schools' - educational programmes. A WFME position paper. The Executive Council, The World Federation for Medical Education. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10211301.

*Коучинг ( англ. coaching - тренировка) — метод тренировки, в процессе которой человек, называющийся «коуч» (по-русски - тренер), помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели.

Опубликован

2022-06-27