ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ “УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ»

Сайдалиева Фарзона Уткир кизи, Стажер- исследователь ТГПУ имени Низами

Авторы

  • Saydaliyeva Farzona O‘tkir qizi,

Ключевые слова:

компетенция, ключевая компетенция, базовая компетенция, универсальные компетенции, компетентность, профессиональная компетентность, педагогическая компетентность.

Аннотация

Стремительное развитие социальных и производственных технологий приводит к новым требованиям к квалификации специалистов. Поэтому в современных условиях каждому специалисту необходимо не только уметь владеть знаниями, относящимися к его области, но и обладать качествами - компетенциями, гарантирующими эффективность процесса деятельности. Совокупность компетенций, которыми должны овладеть специалисты вне зависимости от сферы их деятельности, называется “универсальными компетенциями”. Насколько важно приобретение универсальных компетенций для будущих учителей? В статье речь идёт об этом.

Библиографические ссылки

O‘zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasining “O‘zbekiston Respublikasida kasbiy malakalar, bilim va ko‘nikmalarni rivojlantirish milliy tizimi faoliyatini tashkil etish choralari to‘g‘risida”gi 287-son (2020 yil 15 may) Qarori (2-ilova) // https://lex.uz/docs/4814154. 2. Belkina V.V., Makeyeva T.V. Konsept universalnыx kompetensiy vыsshego

obrazovaniya // J. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. – Yaroslavl: 2018 / https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept universalnyh-kompetentsiy-vysshegoobrazovaniya. 3. Zimnyaya I.A. Klyuchevыe kompetensii – novaya paradigma rezultata

obrazovaniya // J. Vыssheye obrazovaniye segodnya. – M.: 2002. - №5. – S. 36-37. 4. Zimnyaya, I.A. Klyuchevыe kompetensii – novaya paradigma rezultata obrazovaniya. – M.: Pedagogika, 2009. – S. 5. 5. Isayeva T.Ye. Klassifikatsiya professionalno-lichnostnыx kompetensiy vuzovskogo prepodavatelya / V sb.: Trudы mejdunarodnoy nauchno-prakticheskoy Internet-konf. “Prepodavatel vыsshey shkolы v XXI veke”. Sb.4. – Rostov na Donu: Rost. gos. un-t putey soobщeniya, 2007. – S. 19.

Maxotin, D.A., Pavlova, A.M. Nazvaniye istochnika: Formirovaniye universalnыx kompetensiy studentov v usloviyax obrazovatelnoy sredы VUZa. – Yekaterinburg, 2007. – S. 21. 7. Kompetensiya // https://qomus.info/encyclopedia/cat-k/kompetentsiya-uz. 8. Kompetensiya // https://sberuniversity.ru/edutech-club/glossary/932. 9. Obrazovaniye v Sovete Yevropы. Navыki i kvalifikatsii dlya jizni v demokratii. – Parij: 2015. – C. 7. 10. Pankova T.V. Suщnost, soderjaniye i struktura informatsionnokommunikatsionnoy kompetentnosti studenta VUZa // Nauchno-metod.elek.j. “Konsept”. – M.: 2013. – T. 4. – S. 206. 11. Petrov D. Kompetensiya – eto oblast vashey otvetstvennosti, v kotoroy vы xorosho osvedomlenы (professionalnaya, kommunikativnaya i dr.) // https:// ktonanovenkogo.ru/ voprosy-i-otvety/kompetenciya-chto-ehto-takoe.html. 12. Universalnыe kompetensii // https://mggu-sh.ru/universalnye-kompetentsii. 13. Cherkashin S.V. Formirovaniye klyuchevыx kompetensiy kak odna iz osnovnыx zadach vыsshego obrazovaniya Germanii na etape yego korennogo reformirovaniya // J. Fiziko-matematicheskoye obrazovaniye. – Xarkov: 2017. Vыpusk 3(13). – S. 179. 14. Dreyer W., Hößler U. (Hg.): Perspektiven interkultureller Kompetenz. Göttingen: Vandenhoeck & Rüreüt, 2011. – pp. 238-254.

Загрузки

Опубликован

2023-04-22