ПАЛЕОАЗИАТСКИЕ АСТРОМИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ В УЗБЕКСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Авторы

  • Маматкул Жураев

Ключевые слова:

миф, астромифология, палеоазиатская мифология, петроглиф, мифологический сюжет, мотив, образ, космогонический миф

Аннотация

В статье анализируются древние астромифологические образы исюжеты,
от-раженные в памятниках художественной культуры палеолита. На основе сравнительноисторического изучения выявлены отголоски сюжетов палеоазиатского эпоса, сохраненные в
узбекском фольклоре.

Библиографические ссылки

Литературы

Андреев М. С. Материалы по этнографии иранских племён Средней Азии. Ишкашим и

Вахан//Сборник музея антропологии и этнографии. Т. 9. – М., 1911. – С. 35-36.

Евсюков В. В. Древнеиндийский миф о затмениях и его типологические соответ-ствия

в фольклоре тюрко-монгольских народов // Традиционные верования и быт народов Сибири. –

Новосибирск: Наука, 1987. – С. 30-31.

Катанов Н. Ф. Поездка к карагасам в 1890 г. – СПб., 1891. – С. 89.

Каташ С. С. Жанровая специфика алтайских мифов, легенд и преданий (к проблеме

терминологии и классификации)// Фольклорное наследиенародов Сибири и Дальнего Востока. – Горно-Алтайск. –1988. – С. 69.

Короглы X. Г. Мифы, легенды и предании народов Сибири (к проблеме взаимо-связей)//

Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. – Горно-Алтайск, 1988. – С. 93.

Ларичев В. Е. Космогонические фигуры и знаковые тексты Игнатиевской пеще-ры:

“Дальный зал” (календарно-астрономические циклы и персонажы астральной мифологии в искусстве палеолита Южного Урала) // Сборник в честь 100-летию со дня рождения М. А.

Лавреньева. – Новосибирск. 2002. – С. 17.

Ликошин Н. Лунное затмение 23 октября // Туркестанские ведомости. ‒ Ташкент, 1892.

‒ №4. – С. 4.

Литвинский Б. А. Семантика древних верований памирцев и язгулямцев //Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. – М.: Наука, 1981. – С. 93.

Окладников А. П., Запорожская В. Д. Ленские писаницы. – М. -Л., 1959. – С. 58 (табл. XXVI, рис.

; Окладников А. П. Олень золотые рога. – М. -Л.: Наука, 1974. – С. 82; Ларичев В. Е. Сотворение Вселенной: луна, солнце и небесный дракон. – Новосибирск, 1993. – С. 92-97.

Окладникова Е. А. Наскальные рисунки в долины р. Дялангаш (Горный Алтай) // Первобытное искусство. – Новосибирск: Наука, 1976. – С. 95-96

Оймомада аждаҳо (Дракон на луне) / Узбекская народная фантастика. Т. 1. – Таш-кент, 1983. ‒ С. 33-49 (наузбекскомязыке).

Полевые материалы автора. Записан 1991 году по рассказу С. Хонназарова, про-живающего в Самаркандской области.

Потанин Г. Н. Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе. ‒ М., 1899. – С.

-754

Потанин Г. Н. Очерки северо-западной Монголии. Вып. IV. – СПб., 1883. – С. 127.

Рыбаков Б. А. Язычество древных славян. – Л.: Наука, 1981. – С. 584.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. – М.: Политиздат, 1990. – С. 157-158.

Тёмкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии. – М.: Наука, 1982. – С. 63-66.

Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. – Новосибирск: Наука, 1983. – С. 35.

Шаракшинова Н. О. Мифы бурят. – Иркутск: Бурятское книжное издательство, 1980.

–С. 46.

Загрузки

Опубликован

2021-01-30