ПАЛЕОАЗИАТСКИЕ АСТРОМИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ В УЗБЕКСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
Ключевые слова:
миф, астромифология, палеоазиатская мифология, петроглиф, мифологический сюжет, мотив, образ, космогонический мифАннотация
В статье анализируются древние астромифологические образы исюжеты,
от-раженные в памятниках художественной культуры палеолита. На основе сравнительноисторического изучения выявлены отголоски сюжетов палеоазиатского эпоса, сохраненные в
узбекском фольклоре.
Библиографические ссылки
Литературы
Андреев М. С. Материалы по этнографии иранских племён Средней Азии. Ишкашим и
Вахан//Сборник музея антропологии и этнографии. Т. 9. – М., 1911. – С. 35-36.
Евсюков В. В. Древнеиндийский миф о затмениях и его типологические соответ-ствия
в фольклоре тюрко-монгольских народов // Традиционные верования и быт народов Сибири. –
Новосибирск: Наука, 1987. – С. 30-31.
Катанов Н. Ф. Поездка к карагасам в 1890 г. – СПб., 1891. – С. 89.
Каташ С. С. Жанровая специфика алтайских мифов, легенд и преданий (к проблеме
терминологии и классификации)// Фольклорное наследиенародов Сибири и Дальнего Востока. – Горно-Алтайск. –1988. – С. 69.
Короглы X. Г. Мифы, легенды и предании народов Сибири (к проблеме взаимо-связей)//
Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. – Горно-Алтайск, 1988. – С. 93.
Ларичев В. Е. Космогонические фигуры и знаковые тексты Игнатиевской пеще-ры:
“Дальный зал” (календарно-астрономические циклы и персонажы астральной мифологии в искусстве палеолита Южного Урала) // Сборник в честь 100-летию со дня рождения М. А.
Лавреньева. – Новосибирск. 2002. – С. 17.
Ликошин Н. Лунное затмение 23 октября // Туркестанские ведомости. ‒ Ташкент, 1892.
‒ №4. – С. 4.
Литвинский Б. А. Семантика древних верований памирцев и язгулямцев //Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. – М.: Наука, 1981. – С. 93.
Окладников А. П., Запорожская В. Д. Ленские писаницы. – М. -Л., 1959. – С. 58 (табл. XXVI, рис.
; Окладников А. П. Олень золотые рога. – М. -Л.: Наука, 1974. – С. 82; Ларичев В. Е. Сотворение Вселенной: луна, солнце и небесный дракон. – Новосибирск, 1993. – С. 92-97.
Окладникова Е. А. Наскальные рисунки в долины р. Дялангаш (Горный Алтай) // Первобытное искусство. – Новосибирск: Наука, 1976. – С. 95-96
Оймомада аждаҳо (Дракон на луне) / Узбекская народная фантастика. Т. 1. – Таш-кент, 1983. ‒ С. 33-49 (наузбекскомязыке).
Полевые материалы автора. Записан 1991 году по рассказу С. Хонназарова, про-живающего в Самаркандской области.
Потанин Г. Н. Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе. ‒ М., 1899. – С.
-754
Потанин Г. Н. Очерки северо-западной Монголии. Вып. IV. – СПб., 1883. – С. 127.
Рыбаков Б. А. Язычество древных славян. – Л.: Наука, 1981. – С. 584.
Тайлор Э. Б. Первобытная культура. – М.: Политиздат, 1990. – С. 157-158.
Тёмкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии. – М.: Наука, 1982. – С. 63-66.
Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. – Новосибирск: Наука, 1983. – С. 35.
Шаракшинова Н. О. Мифы бурят. – Иркутск: Бурятское книжное издательство, 1980.
–С. 46.