СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Канашевич Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Белорусский нaциональный технический универ- ситет, Республика Беларусь
Ключевые слова:
система образования, подготовка инженерных кадров, непрерывное ин- женерно-техническое образование, образовательные маршруты, профильное обучение, прин- ципы построения системы непрерывного инженерно-технического образования.Аннотация
На основании анализа структуры нaциональной экономики, специфики заня- тости населения автором обоснована актуальность развития системы непрерывного ин- женерно-технического образования в Республике Беларусь. Определены основные элементы такой системы и их взаимосвязь. Обосновано включение в систему непрерывного инженер- но-технического образования этапа допрофессиональной подготовки, представлен вариант его реализaциипосредством профильного обучения в 10 – 11 классах учреждений общего сред- него образования. Автором определен спектр различных образовательных маршрутов, позво- ляющих овладеть техническими и инженерными специальностями и достичь максимально высокого уровня квалификaции. Определены перспективы разработки Концепции развития непрерывного инженерно-технического образования и представлена методологическая осно- ва построения такой системы в Республике Беларусь.
Библиографические ссылки
Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. [Электронный ресурс]: URL: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/IYaSh062012/ZKk-002.htm#$p2 (дата обращения: 02.12.2023).
Истомин Е.П., Соколов А.Г. Теория организaции: системный подход. Санкт- Петербург: Андреевский издательский дом, 2009. 314 с.
Канашевич Т.Н. Инженерная компетентность как образовательный результат под- готовки специалиста в техническом университете // Вышэйшая школа. 2020. № 4. С. 56 – 61.
Киселева Е.В. Сущность компетентностного подхода в высшем образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-kompetentnostnogo- podhoda-v-vysshem-obrazovanii (дата обращения : 06.12.2023).
Кодекс Республики Беларусь об образовании: [13 января 2011 г.: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 г.]: с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З]: по состоянию на 1 сентября 2022 г. Минск : Нaциональный центр правовой информaци- иРеспублики Беларусь, 2022. [Электронный ресурс]: URL: https://pravo.by/document/?gu id=12551&p0=H12200154&p1=1 (дата обращения : 06.12.2023).
Легкая промышленность // Официальный сайт Президента Республики Беларусь. [Электронный ресурс]: URL: https://president.gov.by/ru/belarus/economics/osnovnye- otrasli/promyshlennost/mashinostroenie / (дата обращения: 28.12.2023).
Машиностроение // Официальный сайт Президента Республики Беларусь. [Электронный ресурс]: URL: https://president.gov.by/ru/belarus/economics/osnovnye- otrasli/promyshlennost/mashinostroenie / (дата обращения: 28.12.2023).
Образование в Республике Беларусь // Нaциональный статистический комитет Республики Беларусь. Минск, 2021. 40 с.
Основные отрасли экономики и флагманы отраслей // Официальный сайт Президента Республики Беларусь. [Электронный ресурс]: URL: https://president.gov.by/ ru/belarus/economics/osnovnye-otrasli/ (дата обращения: 28.12.2023).
Профессиональное образование // Официальный сайт Министерства образования Республики Беларусь. [Электронный ресурс]: URL: https://president.gov.by/ru/belarus/ social/education/professional (дата обращения: 10.12.2023).
Сельское и лесное хозяйство // Официальный сайт Президента Республики Беларусь. [Электронный ресурс]: URL: https://president.gov.by/ru/belarus/economics/ osnovnye-otrasli/selskoe-i-lesnoe-hozjajstvo/ (дата обращения: 28.12.2023).
Труд и занятость в Республике Беларусь// Нaциональный статистический коми- тет Республики Беларусь. Минск, 2022. 32 с.
Управление науки и инновaционной деятельности // Официальный сайт Министерства образования Республики Беларусь. [Электронный ресурс]: URL: https:// edu.gov.by/nauka-i-innovatsii/upravlenie-nauki-i-innovatsionnoy-deyatelnosti/zadachi-i- funktsii-upravleniya-nauki-i-innovatsionnoy-deyatelnosti/ (дата обращения: 10.12.2023).
Шваб К., Девис Н. Технологии Четвертой промышленной революции : [перевод с английского]. Москва, 2021. 321 с.