ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПАЛОМНИЧЕСТВА ЮЖНОГО УЗБЕКИСТАНА

Джураева Санабар Нурматовна, доктор исторических наук. Профессор Национального университета Узбекистана.

Авторы

  • Джураева Санабар Нурматовна TerDU

Ключевые слова:

город, аллома, святыня, паломничество, источник, рукопись, литература, суфизм, церемония, традиция, богослужение, культ.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос паломничества в Центральной Азии, ее религиозного поклонения, ислама и видов богослужения в нем, паломничества и практики посещения могил среди мусульман, а также творческое наследие великих ученых, людей, сыгравших важную роль в учении ислама, учении ученых на уровне святых, вопрос могильного паломничества в советские годы выражаемые связи изучались через литературу того времени. В то же время ритуалы, обычаи и корни религиозных верований, связанные с паломничеством, глубоко проанализированы в литературе периода независимости, посредством зарубежных исследований.

Библиографические ссылки

Самыгин С. И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии.-Ростов-на-Дону; Феникс, 1996. -672с.

Бўриев О.Хожа Алоуддин Аттор.-Тошкент: Маънавият, 1994. -23 б.

Бартольд В.В.Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Сочинения в 9 томах, т 1,-Москва, 1963.

Валиханов Ч. Ч. Сочинения в 5 томах, Т. 1-5.-Алма-Ата, 1985

Веселовский Н. Памятник ХоджаАхрара вСамарканде. Восточные заметки.-Спб, 1895.

Литвинов. В. П. Мусульманское паломничество в царской Росии: историко- антропологический аспект: напримере Туркестана 1865-1917гг. Дисс. канд. ист. наук.- Москва, 2007.-26 с.

Мавлютов Р. Р. Ислам. Изд. 2-е.-М., Политиздат, 1974.-С. 100-110.

Муродов О. Шоманский обрядовый фольклор у таджиков средней части дошны Зерафщана //Домусульманские верования и обряды в Средней Азии.-М;: Наука, 1975.

Толстов Л. С. Отголоски массагето-аларского субстрага в фольклоре тюркоязычных народов Хорезмского оазиса //Эгнографии и археология Средней Азии.-М., 1979.

Абрамзон С. М. Претметы культа казахов, киргизов и каракалпаков //Материальная культура ихозяйство народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана.-Л.: Наука, 1978.

Азадаев Ф. Ташкент во второй половинеXlX века. Очерки социально-экономической и политической истории.-Ташкент, 1959;Алескеров Ю. Самарканд. Страницы истории.- Ташкент, 1967; Соколов Ю. А. Ташкент, ташкентцы иРоссия.-Ташкент, 1965.

Сухарева О. А. Бухара XlX-начало XX в.( Позднефеодальный город и его население).-Москва, Наука. 1966.-328 с.; Кармышева Б. Х. О.Мусульманском духовенстве в сельских районах Бухараского ханства в конче XlX-начале XX века //Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Средном Востоке в периодфеодализма.-М.: Наука, 1985.

Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма.- Москва, 1969; Снесарев Г. П. Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии.-Москва, 1983.

Басилов В. Н. Культ святых в исламе.-Москва, 1970;Басилов В. Н., Снесарев Г.

П. Введение // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. Историко- этнографические очерки.-Москва, 1986.-С. 3-5.

Этнографические изучение быта и культуры узбеков. Ред. Х. Зияев и Б. В. Лунин.- Тошкент: Фан, 1972.-161 с. 16.Бартольд В.В. Географический очерк Мавераннахра. Соч., Т.1.- Москва, 1963. С. 187-197.

Бартольд В.В. Соч.том 1, M., 1960. С. 188-196.

Зимин Л.А. Нахшеб, Несеф, Карши. Их нетория и древности В. В. Бартольду. Туркестанские друзья, ученике и почитатели. Ташкент, 1927. - С. 127.

Кабанов С. К.Описание архитектурных памятников низовьев реки Кашка-Дарьи.- Ташкент,1947.-С. 16; Кабанов С.К. Археологические разведки в верхней части долины Кашкадарьи. Труды института истории и археологии. Вып. 7.-Ташкент, 1955.- C. 77-114.

Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Выдающиеся памятники архитектуры Узбекистана.-Ташкент, государственное издательство художественной литературы Узбекистана, 1958. 292 с.; Пугаченкова Г.А. Термез, Шахрисабз, Хина. М.: Издательство, Искусство, 1976.-208 с.

Маньковская Л. Ю. Архитектурные памятники Кашкадарьи.-Тошкент: Узбекистан, 1971.-56 с.

Массон М. Е., Пугаченкова Г. А. Шахрисабз приТемуре и Улугбеке // Труды САГУ,вып. LXIX,-Ташкент, 1953.-С.32. 23.Абдурасулов Р. Р., Ремпель Л. И. Неизвестные памятники архитектуры бассейна Кашкадарьи. ИЗУ (Искусство зодчих Узбекистана). Вып.1.-Ташкент, 1962.-С.30.

Массон М.Ε.Столичные города в области низовьев Кашкадарьи с древнейших времен (Из работ Кешской археолого-топографической экспедиции ТашГУ (1963- 1967гг.). Ташкент, 1973. С.61.

Лунина С. Б. Города Южного Согда Ташкент, 1984.-С. 14-26.

Усманова З.И. Историческая топография Шахрисабза в свете новых данных. Архпология Средней Азии // Сборник научных трудов ТашГУ, №533.- Ташкент, 1977.; Археологическое изучение Шахрисабза. Средневековая городская культура Казахстана и Средней Азии.(Материалы Всесоюзного совещания 13-15 мая 1981.)-Алма-Ата,1983. 27.Крашининникова Н. И. Маршрутное обследование Китабского района. АО1976.-М., 1977. Работы вКитабском и Шахрисабском районах. АО1981 г.-М., 1983.

Камалиддинов Ш. С. Историческая география Южнога Согда в Тохаристана Арабоязычным источникам ІХ- начала XIII вв. Ташкент, 1996. - С.36.

Массон М.Е. Городища старога Термеза и их изучение. Труды Уз ФАН СССР, сер. 1 вып.2.Ташкент, 1940. C. 113-126. 30.Пугаченкова Г.А. Памятники искусства Советского Союза: Среднеяя Азия.- М.: Элесиан Лейпцик, 1983. - С. 256. 31.Ремпель Л. И. Народная архитектура предгорной зоны Юга Узбекистана // Искусство зодчих Узбекистана. Вып. 4., 1969.С156-191.

Ртвеладзе Э.В. К периодизации раннесредневек ового Чаганиана. Раннесредне вековая культура Средней Азии и Казахстана. Тез. докл. конф. Душанбе, 1977. С. 114- 119.; Ртвеладзе Л.Л., Ртвеладзе Э.В. Мусульманские святыни Узбекистана. Ташкент, 2020. - 144 с.

Аршавская В.А, Ртвеладзе Э.В, Ҳакимов 3. А. Средневековые памятника Сурхандарьи. - Тошкент: Издательство литературы и искусство им. Г. Гуляма, 1982. С. 105-108.

Bennigsen A (co-authorship Lemercier-Quelquejay Ch). Islam in the Soviet Union. - New York: Praeger, 1967.- 272 p.; Bennisgen A., Wimbush S.E. Muslim National Communism in the Soviet Union. A Revolutionary Strategy for the Colonial World. The University of Chicago Press, 1979.-267 р.

Wheeler G. Russia and Islam: new trends in soviet policy // Central Asian Review. - Oxford, 1956. Vol. 4. № 1. - P. 1-3.; Wheeler G. The modern history of Soviet Central Asia. - New York: Frederich A. Praeger, 1964; Wheeler G. The Russian Presence in Central Asia // Canadian Slavonic Papers. - Carleton University, 1975. Vol. 17. № 2-3. - P. 189-217.

Kolarz W. Islam in the Soviet Union, 1917-1960. -Karachi-Dacca, 1960. -72 p.; Kolarz W. Religion in the Soviet Union. - New York: St. Martin’ Press, 1961. -518 р.; Kolarz W. Russia and her colonies. - Hamden, Conn: Archon Books, 1967.-334 р. 37.Wimbush S.E. The politics of identity change in soviet central Asia // Central Asian survey. - London, 1984. - Vol. 3. № 3. P. 69-78.; Wimbush S.E. The Soviet Muslim Borderlands / The Last Empire. Nationality and the Soviet Future. Edited by Robert Conquest. - California: Hoover Institution Press, 1986. - P. 218-234.

Olcott M.B. Soviet Islam and world Revolution // World Politics. - 1982. Vol. 34. № 4. - Р. 487-504; Olcott M.B. Women and Society in Central Asia // Soviet Central Asia. The Failed Transformation. Edited by William Fiermar - Boulder: Westview Press, 1991.-P. 235-254.

Djuraeva N. Sanabar. Cultural and Educational SignificanceofPilgrimageTourism Development in Uzbekistan //Central Asian journal of social sciences’ and history.Vol.04.Iss 04.April, 2023.-P. 174-179.Journal homepage: https://cajssh.centralasianstudies.org

Djuraeva S. The role of spiritual and material heritage of Surkhandarya region in the development of tourism // European Journal of Molecular & Clinical Medicine Volume 7, Issue 2, 2020. - P. 571-577.

Жўраева С. Ўзбекистоннинг жанубий ҳудудларидаги зиёратгохлар тарихи ва уларнинг маҳаллий аҳоли ҳаётида тутган ўрни. Монография. - Т «O’zkitob savdo nashriyot matbaa ijodiy uyi», 2021. -352 б.

Жўраева С.Сурхондарё вилояти зиёратгоҳлари тарихи. Монография. - Т «O’zkitob savdo nashriyot matbaa ijodiy uyi», 2021. -224 б.

Джураева С.Н. ва б. СУРХОНДАРЁ тарих саҳнасида. Монография. - Т «O’zkitob savdo nashriyot matbaa ijodiy uyi», 2022. -288 б.

Мирзо Ж.Термиз саййидлари.-Самарқанд-Термиз, 2001.-27 б.

Джаббаров И. Узбеки (Этнокультурные традиции, быт образ жизни)-Тошкент: Шарқ, 2007.-С. 209-210.

Аширов А. А. Еще раз о проблемах этнологии в Узбекистане //Этнографическое обозрение.-2006.№3.-С. 107-127 47.Раҳмонов Ф. Қашқадарё воҳаси аҳолисининг зироатчиликка оид урф-одат ва маросимлари (XlX асрнинг охири-XX аср бошлари).: Тарих фан. номзоди... дисс.- Тошкент, 2001.-146 б.

Чўтматов Ж. О. Vll-lX асрлар Термиз маънавий муҳити тарихи: анъаналар, тадриж ва янгиланиш. Тарих фан. фал. докт. (PhD)дисс.-Термиз, 2020.-193 б.

Азимов И. Архитектура Узбекистана XVlll-нач.XX вв.:Традиции и локальные особенности. Докт.дисс. Архитек. Наук.-Тошкент, 1999.-343 с.

Арапоов А.В., Булатов М. С., Тўйчиева Ю. Г. Забытый» язык» символов. Ак- Астана баба ///Мозийдан садо.-2000.№2/(14).-Б. 12.

Турсунов Б. Р. Из истории святыни Канибадамского оазиса (на материалах мазара Ходжа такровут).-Худжант: Ношир, 2007.-С. 34-35.

Абашин С.Н. Ислам и культ святых в Средней Азии // Этнографическое обозрение.- 2001.№2.-С. 128-131.Абашин С. «Народный суфизм в современной Средней Азии // Исламские ценности и центральноазиатские реалии.-Ташкент, ИФЕАК, 2004.-С. 1-11.

Житинев С. Ю. Религиозное паломничество: межкультурные коммуникации и цивилизационный контекст. Дисс... канд. культуралогии. Гос. акад. Славян культуры.- Москва, 2011.-186 с.

Калужникова Е. А. Паломничество как ритуаль: сущность и культурно- исторические типы. Дисс... канд культуралогии..-Екатеренбург, 2007.-167 с.

Сызранов А. В. Культ мусульманских святых в Астраханском крае // Этнографическое обозрение.-2006.№2.-С. 127-143.

DeWeese D. Islamization and Native Religion in the Golden Horde: Baba Tiikles and Conversion to Islam in Historical and Epic Tradition. Pennsilvania, 1994. Pp.73-78.

David W. Montgomery, John Heathershaw. Islam, secularism and danger: a reconsideration of the link between religiosity, radicalism and rebellion in Central Asia // Religion, State & Society2016. 44:3, pp. 192-218.

Mehdi Ebadi. Shrine Pilgrimage (Ziyarat) in Turco-Iranian Cultural Regions // хInternational Journal of Religious Tхourism and Pilgrimage: Vol. 4: Iss. 1, Article 7. Volume 4(I)-2016. pp. 70-77.

Timur Dadabaev. Religiosity and Soviet ‘modernisation’ in Central Asia: locating religious traditions and rituals in recollections of antireligious policies in Uzbekistan // Religion, State and Society, - 2014. 42:4, pp. 328-353.

Abramson D., Karimov E. Sacred Sites, Profane Ideologies: Religious Pilgrimage and the Uzbek State. Eds. Sahadeo, Jeff, Russell Zanca. // Everyday Life in Central Asia Past and Present. Bloomington: Indiana University Press, 2007. pp. 319-338. 61.Djuraeva, SN, Alimova, MF, Mubarak, A., Mukhamadiev, NE, & Djuraev, AM (2023).

Historiographical Analysis of Tashkent-Medieval Religious Architectural Monuments. Journal of Law and Sustainable Development, 11(12), e2693- e2693.

Djuraeva, SN (2022). Geographical Location And Architecture Of Shrines Formed In The Surkhan Oasis In The IX-XII Centuries. Journal of Pharmaceutical Adverse Outcomes, 5188-5194.

Djuraeva, SN (2022, December). HISTORY OF KHOJA HASAN ILGORI, KHOJAIPOK AND KHOJAMAIKHANA SHRINES IN SURKHAN OASIS. In International Scientific and Current Research Conferences (pp. 86-90).

Djuraeva, S., & Rakhimdjanov, D. (2021). Tourism Development In Mountainous Places Of Surkhandarya Region. Turkish Online Journal of Qualitative Inquiry, 12(6).

Загрузки

Опубликован

2024-11-09