ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Гулямов Джахангир Рахматуллаевич1 Навоийское отделение Академии наук Республики Узбекистан, кандидат педагогических наук, доцент, Нурбоев Кувондик Мирзанович Навоийское отделение Академии наук Республики Узбекистан, кандидат физико- математических наук, Рахматова Севара Абдуллоевна Республика Узбекистан, Навоийский государственный педагогический институт, учитель, психолог-исследователь

Авторы

  • Гулямов Джахангир Рахматуллаевич, Нурбоев Кувондик Мирзанович, Рахматова Севара Абдуллоевн TerDU

Ключевые слова:

учащаяся молодежь, профессиональная ориентация, рынок труда, профессиональная информация, профессиональное консультирование, карьерный план, профессиональная диагностика, квалификационные требования, профессиональная готовность.

Аннотация

Вводная информация / актуальность. Подготовка учащейся молодежи к выбору профессии и успешному осуществлению профессиональной деятельности – одна из основных задач современного образования. Успехи учащихся в обучении и траектория профессионального развития будут во многом зависеть от профессиональной ориентации на школьном этапе, а также от осознанного и обоснованного формирования карьерного плана. Потому что любовь к труду, как социальное и профессионально значимое качество, формируется в школьный период и служит важным фактором в обеспечении успеха профессионального самоопределения учащейся молодежи.

Библиографические ссылки

Fitzenberger B, Hillerich-Sigg A. and Sprietsma M. Different counselors, many options: Career guidance and career plans in secondary schools // German Economic Review 21, no. 1 (April 28, 2020): 65–106. http://dx.doi.org/10.1515/ger-2019-0027.

Hagans C.L. The relationship of parental subsystem to high school and college students’ career self-efficacy // Virtual Press, 1991. http://liblink.bsu.edu/uhtbin/catkey/833008.

Kirby C.A. Career and life style aspirations of gifted Canadian secondary school females // Diss., The University of Arizona, 1988. http://hdl.handle.net/10150/184544.

Александрова Н.А., Брюхова О.Ю. Профессиональная ориентация в фокусе внимания государства: проблемы, противоречия, пути решения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2016. – № 9. С. 13-16.

Амбарова П.А., Немировский М. В. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий // Образование: вызовы нового времени / Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Том 26, № 1 (2020) https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia1/issue/view/385. –С. 188-199.

Гриншпун С.С. «Академия Х»: подготовка американских школьников к жизни и труду / Педагогика. – 2006. - №4. – С. 103-108 Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США // Педагогика. – 2005. №9. – С. 65-72.

Гуртов В. А., Колесников В. Н., Питухина М. А. От традиционной модели профориентации к системе сопровождения и консультирования на протяжении всей жизни: опыт Финляндии [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2019. № 2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-traditsionnoy-modeli-proforientatsii- k-sisteme-soprovozhdeniya-i-konsultirovaniya-na-protyazhenii-vsey-zhizni-opyt-finlyandii Гуткин М.С. Использование Ф-теста для диагностики развития профессионального самосознания школьников // Психология. 1999. № 3. С. 114-121.

Дианина Е.В. Российская и зарубежные системы управления профессиональной ориентацией учащейся молодежи: сравнительный анализ // Социодинамика, 2017, №3. –С.10-17.

Корсун А.А. К вопросу о профессиональном самоопределении старшеклассников в работах отечественных и зарубежных учёных / А.А. Корсун // Transformation of approaches to education in Russia and CIS states: [колл. моногр.] – Штутгарт: ORT Publishing, 2012.

С. 71-81.

Крупская Ю.В., Серкова Е.И. Зарубежный и отечественный опыт организации и реализации профессиональной ориентации детей и учащейся молодежи // Думский вестник: Теория и практика дополнительного образования N 1(9)/2017. –С. 25-28.

Кузнецов В. Зарубежный опыт организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования // Народное образование. 2007. №1. С. 194-199.

Митюрникова Л.А. Комплексная система профессиональной ориентации молодежи как социальный институт общества: дис. … канд. соц. наук / Л.А. Митюрникова. – М., 2005 – 201 с.

Мурашев А. Другая школа. Откуда берутся нормальные люди. М., 2019. 349 с.

Романова Е.С. Организация профориентационной работы в школе: методическое пособие / Е.С. Романова. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 304 с.

Селиванова З.К. Ранняя профориентация как насущная задача государственной политики // Власть, 2013. – №4. С. 136-139.

Шамсутдинова И.Г. Профессиональная ориентация учащихся во Франции // Педагогика. – 2007. – N¹4. – С. 101-111.

Загрузки

Опубликован

2025-04-17