ЭМПАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМЕРНЫХ СИСТЕМ: ОПЫТ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ
Почукаева Галина Владимировна, магистр психологии, доцент Южно-Немецкий институт логотерапии и экзистенциального анализа Виктора Франкла, г. Мюнхен, Германия Маджуга Анатолий Геннадьевич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, психологии и здоровьесбережения, Институт развития образования Республики Башкортостан, главный внештатный педагог-психолог Республики Башкортостан, г. Уфа, Россия
Аннотация
В статье рассмотрены особенности эмпатической
культуры как сложного междисциплинарного феномена; уточнена
дефиниция «эмпатическая культура» в аспекте концептуальных
теоретических положений полипарадигмального подхода. Особое
внимание уделено определению сущностных характеристик
эмпатической культуры и описанию обозначенного феномена в
контексте полипарадигмального подхода. Авторы доказывают, что
эмпатическая культура выступает в качестве основы проектирования
человекомерных систем и профессионально важного качества в
помогающих (социономных) профессиях.
Библиографические ссылки
Андреева, Г. М. Социальная психология/ Г. М. Андреева. – М.: МГУ, 1980. – 416 с.
Гаврилова, Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего с школьного возраста: дис. ... канд. психол, наук: 19.00.07 / Т. П. Гаврилова. –М.: 1977. – 170 с.
Гончарова О., Ершова-Бабенко И. Нечеловекомерные составляющие поля человекомерности // Фiлософiя ocвiти. 2015. № 2 (17). С. 243-259
Козина, Н. В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование синдрома «эмоционального сгорания» у медицинских работников: Автореф. дис. кан. психол. наук / Н.В. Козина. – СПб.:1998. – 25 с.
Маркина, М. Г.Специфика методов исследования: роль женского образа в рекламе /М. Г. Маркина//Реклама[Электронный ресурс]. – 2005. – № 6. Режим доступа: http://kogni.narod.ru/markina.htm. – Дата доступа: 29.11.2011.
Мелков Ю.А. Человекомерность постнеклассической науки. Монография. – Киев: Издатель ПАРАПАН, 2014. – 254 с.
Насифуллина, А. Н. Содержание и методы формирования эмпатической культуры у студентов педвуза: дис... канд. пед. наук: 13.00.01/ А. Н. Насифуллина. Казань, 1993. – 179 с.
Саламатина, Ю. В. Структура эмпатийной культуры будущих учителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 611–615. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970137.htm (Дата обращения: 20.10.2021).
Современный словарь по психологии: А–Я / Авт.-сост. В.В. Юрчук. Минск: Элайда, 2000. –704 с.
Титченер, Э. Учебник психологии. Ч. 1-2 / Э. Титченер; пер. с англ. и предисл. прив.-доц. А. П. Болтунова. М.: Изд-во товарищества «Миръ», 1914. – 250 с.
Шондина, И.А. Развитие эмпатической культуры обучающихся как приоритетная проблема подготовки специалистов, востребованных в современном социуме /И.А. Шондина // Педагогическая наука и образование: темат. сб. науч. тр. / отв. ред.А.Я. Найн. – Челябинск: УралГУФК, 2011. –Вып. 11. – С. 195–202.
Энциклопедический словарь по психолого-педагогической инноватике / авт.-сост. А.Г.Маджуга, Л.Б.Абдуллина, И.А.Синицина, Г.И.Гайсина, А.Ф.Амиров, К.Г. Сердакова, Л.К.Фортова, В.Е.Цибульникова, Р.В. Канбекова, B.Г.Калашников, Э.Н.Ильясова, Р.В. Шурупова, В.Ф.Бахтиярова, Ю.С. Гирин, Р.А. Хамидуллина, С.А. Царев. М.: Логос, 2019. 504 с.
Этчегоен, Г. Эмпатия / Г. Этчегоен // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – №1. – С. 14–16.
Empathy. – Dictionary of the History of ideas: Studied of Selected Pivotal Ideas / Ed. By, P. P. Weiner, N.Y: Charles Scribner`s Sons, PP.1973–1974. Vol.2
Rodgers, C. R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as development in the clientcentered framework // Psychology: a study of a science. E. d. by S / Koch, N. V.: Random, Hous, 1959. – P. 184–256.