ФОРМИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К ПРОФЕССИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Нумонова Дилдор Умурзоковна, Навоийский государственный педагогический институт, доктор философии, доцент Мирзаева Наргиза Беркиновна, Навоийский академический лицей Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, преподаватель

Авторы

  • Numonova Dildor Umurzoqovna,

Ключевые слова:

школьник, профессиональная ориентация, интерес к профессии, факторы влияющие на формирование

Аннотация

В нашей стране уделяется особое внимание созданию условий для профессиональной ориентации учащихся с учетом их профессиональных способностей продолжить в будущем профессиональное образование или заниматься трудовой деятельностью по выбранным профессиям. В данной статье вопрос формирования у учащихся интереса к профессии исследуется как педагогическая проблема, осуществлен анализ сущность и содержание данного феномена, уточнено понятие “интерес к профессии”, выявлены объективные и субъективные факторы влияющие на формирование данного процесса.

Методы: Анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение учебной документации.

Результаты. Правильная ориентация учащихся в сферы предстоящей профессиональной деятельности является одним из основных условий их успешной социализации. Для этого, наряду с учетом профессиональных склонностей и способностей, необходимо формирования у учащихся динамичного, осознанного и устойчивого интереса к профессии. Продуктивность мероприятий по формированию интереса у учащихся к профессиям зависит от организации таких мероприятий с учетом сформированности профессионально важных качеств личности у учащихся и потребностей общества в квалифицированнқх кадрах.

Выводы. При организации профессиональной ориентационной учащихся, наряду с формированием у них профессиональных склонностей и способностей, необходимо учитывать их интерес к профессии и создать условия для формирования интереса к профессии.  рассматривать вопрос формирования у них интереса к профессии. Выполнение этого условия положительно скажется на вопросах обеспечения успешной социализации школьников, способствуя развитию у них нравственных и волевых качеств и профессиональной компетентности. Формирование интереса к профессии у школьников, наряду с вопросами образования и воспитания, должна являться важной частью учебно-воспитательной работы.

Библиографические ссылки

. O`zbekiston Respublikasi Prezidentining 2020 yil 11 avgustdagi “Kambag`al va ishsiz fuqarolarni tadbirkorlikka jalb qilish, ularning mehnat faolligini oshirish va kasb-hunarga o`qitishga qaratilgan hamda aholi bandligini ta`minlashga oid

qo`shimcha chora-tadbirlar to`g`risida”gi PQ-4804-son qarori // https://lex.uz/ docs/4945748 [2]. O`zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasining 2021 yil 30 dekabrdagi “Umumiy o`rta ta`lim muassasalarining 10-11-sinflari o`quvchilarini kasb-hunarga tayyorlash chora-tadbirlari to`g`risida”gi 792-son qarori // https://lex.uz/uz/ docs/5800745 [3]. Антипова Л.Г. Проблемы формирования профессиональных интересов у учащихся средних профтехучилищ: Метод. пособие. –М.:Высш. шк., 1987. [4]. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985. - С.3-9. [5]. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М., 1998 [6]. Грохольская Н.В. Диагностика и развитие профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников (психологический

аспект): Дисс. … канд.психол наук. – Т., 1994. [7]. Гулямов Дж.Р., Пантин Р. Система профессиональной ориентации

учащихся в современных условиях // Ж. “Педагогика”, 2014. № 3, - С.14-18 [8]. Климов Е.А. Психологические основы выбора профессии // Психологические аспекты совершенствования труда учителя сельской школы. -М., 1988. [9]. Кон И.С. Открытие “Я”. –М.: Политиздат, 1978. – 366 с.; Психология ранней юности: Кн.для учителя. –М.: Просвешение, 1989. [10]. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн.для учителя. –М.:

Просвешение, 1989. 69-бет. [11]. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.,

[12]. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Под ред. Б.А.Федоршина.. –Киев.:Рад. школа, 1980. [13]. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.

– М.: Политиздат, 1990. [14]. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М., Педагогика, 1956.

. Савин Н.В. Педагогика / Ўқув қўлланма. –Т.: Ўқитувчи, 1983. [16]. Сейтешев А.П. Пути профессионального становления учащейся молодежи. –М.:Выс.шк., 1988. [17]. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников. –М., Педагогика, 1983. [18]. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация

школьников: Организация и управление. –М.:Педагогика, 1987. [19]. Gulyamov Dj.R., Nurboyev Q.M., Khuzhakulov N.T. Personal professional plan of students as a factor of a targeted organization of proforientation work and a

conscious profession choice / European Journal of Molecular & Clinical Medicine: Volume 07, Issue 07, 2020 / https://ejmcm.com/article_3309.html. -P.960-969.

Загрузки

Опубликован

2023-04-21