БАЗОВЫЕ ДОМИНАНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Филиппов Ольгерд Александрович, Ректор Навоийского филиала негосударственного учреждения высшего образования “PROFI UNIVERSITY”
Ключевые слова:
образовательная парадигма, образование, глобализaция, интернatsiона- лизaция, транснatsiональное образование, академическая мобильностьАннотация
В условиях постоянного изменения политических, экономических, и социаль- ных отношений необходима существенная модернизaция содержания и структуры професси- онального образования в соответствии с требованиями общества и государства к уровню подготовки специалистов. Пересмотр традиционных организatsiонных, содержательных и концептуальных основ в системе высшего образования обусловлен объективной потребно- стью общества в личности, осознающей и практически реализующей свое призвание в различ- ных видах и сферах социальной практики в условиях конкурентной борьбы. Образование как система состоит из множества элементов: субъектов, объектов, управ- ления, обучения, воспитания, норм, стандартов и программ, правил, содержания, принципов, способов и средств обучения, технологий, результатов, иерархических уровней и т.д. Соци- ально-философский характер исследования определяет ракурс рассмотрения образования как подсистемы общественной системы, а также методологию исследования, опирающуюся на системный и социокультурный подходы.
В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют разнообразные мо- дели образования, так Н.А. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Е.А. Бондаревская, В.И. Загвязинский, С.В. Кульневич, В.В. Сериков разрабатывали теорию современного образования, И.М. Ильин- ский предвигал идею качественного образования, сориентированного на реалии современного общества и перспективы развития цивилизaции, Н.А. Селезнев, А.И. Субетто выдвигали концепции «образовательного общества», «опережающего развития высшего образования. В данной представлена попытка рассмотрения высшего образования, которое являет собой обусловленную широким использованием достижений науки и техники динамичную среду с постоянно развивающимся содержанием, структурой адекватно социокультурным условиям.
Библиографические ссылки
Альтбах Ф.Г. Глобализaция и университет: мифы и реалии в мире неравенства //Alma Mater.2004.№11.С. 39.
Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствованиями: (взгляд из России) // Вопросы философии 1999. № 9. С. 12.
Балмасова Т.А. «Третья миссия» университета - новый вектор развития? // Высшее обра- зование в России. 2016. № 9-9 (204). С. 48-55.
Береговая О.А., Кудашов В.И. Интернatsiонализaция высшего образования в условиях глобализaции // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 38.
Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.
Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспи- тания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - М. - Ростов н/Д, 1999. - С.216.
Гидденс Э. Последствия современности / пер. с англ. Д.А. Кибальчич, Г. Ольховского; ред. А.А. Веретенников. М.: Праксис, 2011. С. 37.
Грехнев В.С. Образование как социальный феномен и объект исследования // Вестн. Мо- сковского ун-та. Серия 7. Философия. 2010. № 6. С. 77.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
Кудашов В.И. Стратегии и сценарии развития высшего образования в условиях глоба- лизaции // Философия образования. 2012. № 6 (45). С. 78-82.
Лапин Н.И. Социокультурный подход и социетально- функциональные структуры // Со- циологические исследования. 2000. № 7. С. 3.
Михалина О.А. Сравнительный подход в философии образования. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. С. 35.
Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Деятельность // Новая философская энциклопедия. Библио- тека Института философии РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/ HASH6e4b209660a1b926ebfc6e (дата обращения:10.07.2023).
Панарин А. С. Глобализaция // Глобалистика: энциклопедия / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н.
Чумаков; Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ». М.: Радуга, 2003. С. 183.
Поляков А.А., Савчук И.И. Бизнес-моделирование. М.: АРИОН. 2007. С. 5.
Пую Ю.В. Высшее образование в экстремальных условиях или что показала пандемия // Высшее образование в современном мире: монография / Сост. и ред. М. Ле Шансо, И.Е. Со- коловская. М., 2020. С. 100.
Ридингс Б. Университет в руинах / пер. с англ. А. М. Корбута; Гос. ун-т Высшая школа экономики. М.: Изд. дом гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. 304 с.
Розов Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования // Социально-философские проблемы образования. М., 1992. С. 10.
Руденко В.А. Глобализaция образования и проблема сохранения ценностей культуры // Теория и практика общественного развития. 2012. № 6. С. 57.
Рыбаков Н.С. Параметры образования // Вестн. Российского философского общества. 2002. № 2. С. 63.
Скотт П. Глобализaция и университет // Alma Mater. 2000. № 4. С. 3-8.
Срничек Н. Капитализм платформ / Пер. с англ. и науч. ред. М. Добряковой М.: НИУ ВШЭ, 2019. 125 с.
Степнов И.М., Ковальчук Ю.А. Платформенный капитализм как источники формиро- вания сверхприбыли цифровыми рантье // Вестник МГИМО-Университета. 2018. № 4 (61). С. 114.
Субетто А.И. Проблемы фундаментализaции и источников содержания высшего обра- зования. Кострома: КГПУ; М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1995. С. 294.
Толстых В.И. Интернatsiонализaция // Глобалистика: энциклопедия / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков; Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ». М.: Радуга, 2003. С. 378-379.
Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск: Наука, 1981. 306 с.
Чумаков А.Н. Культурно-цивилизatsiонные разломы современного мира // Век глоба- лизaции. 2015. № 2. С. 42. 28. Чумаков А.Н. Метафизика глобализaции. Культурно-цивилизatsiонный контекст. М.: КАНОН+, 2006. С. 31.
Щелкунов М.Д. Образование в эпоху глобализaции // Вестник экономики, права и со- циологии 2008. № 2. С. 95.