К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Нумонова Дилдор Умурзоковна, Навоийский государственный педагогический институт, доктор философии, доцент, Назарова Мохлоройим Аликуловна Навоийский государственный педагогический институт, студент, Хамдамова Зебинисо Хамзаевна, Навоийский государственный педагогический институт, студент

Авторы

  • Нумонова Дилдор Умурзоковна, Назарова Мохлоройим Аликуловна, Хамдамова Зебинисо Хамзаевна TerDU

Ключевые слова:

учащиеся, профессиональное становление, профессиональная ориентация, намерения, интересы, способности, склонности, личный профессиональный план (ЛПП).

Аннотация

Вводная информация / актуальность. Проблема совершенствования системы подготовки кадров по рабочим профессиям и формирование у учащейся молодежи навыков современных профессий находится в центре внимания Правительства Республики Узбекистан. В данной статье рассматривается проблема профессионального становления учащихся в успешной социализации личности, этапы и стадии данного процесса, ее компоненты и психолого–педагогические механизмы, а также значение личного профессионального плана учащимися на предварительном этапе данного процесса. Методы. Анализ научной литературы по проблеме исследования; анкетирование и устный опрос учащихся на предмет сформированности личного профессионального плана учащихся; индивидуальная беседа с учащимися для диагностики сформированности, обоснованности и устойчивости интереса к профессии; сравнительный анализ результатов анкетирования. Результаты. Знание отличительных особенностей личности школьника позволит оптимальному составлению учащимися личного профессионального плана. Такой подход к карьерному росту активизирует деятельность учащихся в плане профессионального самоопределения и способствует повышению интенсивности процесса их профессионального становления. При этом необходимо проанализировать и сопоставить мотивы учения и мотивы выбора профессии, а также выяснить их соответствие потребностям общества в кадрах. Выводы. Мероприятия по профессиональной ориентации учащейся молодежи на предварительном этапе их профессионального становления должны быть направлены на оказание личностно- и индивидуально-ориентированной помощи. Оптимальному обоснованному выбору сферы будущей профессиональной деятельности способствует своевременная организация работы по составлению учащимися личного профессионального плана. При составлении личного профессионального плана целесообразно учитывать возрастные и психофизиологические особенности, способности, склонности и интересы учащихся, а также потребности общества в кадрах.

Библиографические ссылки

. Постановление Президента Республики Узбекистан от 8 июня 2021 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки кадров по рабочим профессиям» за №ПП-5140 / https://lex.uz/ru/docs/5449380 [2]. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов.  СПб: Изд. “ Питер”, 2000. – 304 с.

. Гладкова И.А. Современные стратегии профессионального становления студенческой молодежи региона. Автореф.канд…соц.наук. –Пенза, 2020. – 28 с.

. Гулямов Д.Р., Пантин Р. Система профессиональной ориентации учащихся в современных условиях // Ж. “Педагогика”, - Т., 2014. № 3, -С.14-18.

. Gulyamov Dj.R., Nurboyev Q.M., Khuzhakulov N.T. Personal professional plan of students as a factor of a targeted organization of proforientation work and a conscious profession choice / European Journal of Molecular & Clinical Medicine ISSN 2515-8260 Volume 07, Issue 07, 2020. -P.960-969 / https://ejmcm.com/article_3309.html

. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. / Основы профориентологии. – М.: Высш. Шк., 2005. -159 с. https://www.studmed.ru/zeer-ef-pavlova-am-sadovnikova-no-osnovy- proforientologii_899c76bfaa8.html

. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. –304 с. https://www.twirpx.com/file/97850/

. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2001. – 480 с. [9]. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. –М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 576 с.

. Чистякова С. Н., Родичев В. Ф. Профессиональное самоопределение. М.: ОИЦ «Академия», 2010. -176 с.

. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сахарова В.И. Тенденции развития профессиональной ориен_тации учащейся молодежи и вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013 № 10. С. 23–29;

. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. Изд. 2-е, перераб. и дополн. – СПб.: Летний сад, 2000. – 416 с.

. Юзликаев Ф.Р. Методы интенсификации дидактической подготовки учителя- бакалавра. Монография. –Т., 2008. – 215 с.

. Юлдашев Р. Диагностика профессионализма учителей как фактор оптимизации системы повышения квалификации педагогических кадров: Автореф. дисс. … канд.пед.наук. – Ташкент, 2001. -29 с.

Загрузки

Опубликован

2024-05-23