ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ С ИХ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ С ОВЗ)

Абдукадирова Лаура Юльбарсовна Ферганский государственный университет, кафедра психологии, преподаватель

Авторы

  • Абдукадирова Лаура Юльбарсовна TerDU

Ключевые слова:

студенты с ограниченными возможностями здоровья, инвалидность, копинг-поведение, копинг-стратегия, цель в жизни, осмысленность жизни, адаптация, проблемно-ориентированный-копинг, поиск социальной поддержки, позитивная переоценка событий, фантазирование, психологическая служба, психокоррекция.

Аннотация

В данной статье изложены результаты исследования студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в контексте выявления характеристик их копинг-поведения во взаимосвязи с показателями субшкал Теста «Цель в жизни» Д.Крамбо и Л.Махолик, (1968). Сделан вывод о том, что для студентов из числа лиц с ОВЗ применение проблемно-ориентированного копинга возможно при обладании осмысленностью жизни. Сформулированы рекомендации по усовершенствованию службы психологической помощи и поддержки студентов с ОВЗ в вузах, принимая во внимание необходимость развития у них таких видов копинга, как проблемно- ориентированный, поиск социальной поддержки, позитивная переоценка событий, а также совершенствования навыков постановки жизненных целей, осмысленности жизни для преодоления иждивенческого отношения к жизни, обеспечения их психологического благополучия.

Библиографические ссылки

Закон Республики Узбекистан, от 15.10.2020 г. № ЗРУ-641. https://lex.uz/ru/docs/5049549

Постановление Президента Республики Узбекистан, от 13.10.2020 г. № ПП-4860. https://lex.uz/ru/docs/5044745

Постановление Президента Республики Узбекистан, от 21.12.2021 г. № ПП-57. https://lex.uz/docs/5789986

Указ Президента Республики Узбекистан, от 01.12.2017 г. № УП-5270. https://lex.uz/docs/3436196

Abdukadirova L. Y. Basic scientific and theoretical approaches on learning coping behavior of students who are in difficult life situations //International Journal of Psychosocial Rehabilitation. – 2020. – Т. 24. – №. S1. – С. 543-550.

Akmalovna, A. F. (2015). Problems of psychology of gender equality in the system of higher education. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 1(13 (eng)), 273-275.

Akramova, F. A. (2020). Main requirements psychological service for families. European Journal of Research and Reflection in Educational Science, Great Britain Progressive Academic Publishing.[Electronic resource], 16-18.

Amirkhan J. H. Criterion validity of a coping measure // J. Pers. Assess. 1994. Vol. 62. № 2. P. 242-261.

Bobonazarovna, Almardanova Salomat. «INTERPRETATION OF STUDENTS’ PROFESSIONAL FORMATION AS A PSYCHOLOGICAL PROBLEM.» EUROPEAN JOURNAL OF INNOVATION IN NONFORMAL EDUCATION 2.4 (2022): 149-150.

Laura, A. (2019). The main approaches to the study of the difficult life situation in socio-psychological research. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 2019.

Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. – N. Y.: McGraw-Hill, 1966. – 466 p.

Lazarus, R.S., Folkman, S. Stress, appraisal and coping. / R.S. Lazarus, S. Folkman. – N.Y., 1984 – 456 p.

Yulbarsovna A. L. SOCIO-PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF FEMALE STUDENTS WITH CHILDREN AS A FACTOR IN THE TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL IN UNIVERSITIES. – 2021.

Абдукадирова Л. Ю. Применение метода аутотренинга в укреплении физического и психологического здоровья студентов в трудной жизненной ситуации //Человеческий капитал как фактор социальной безопасности. – 2022. – С. 8-14.

Анцыферова Л.М. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита / Л.М. Анцыферова // Психол. журн. – 1994. – T.15. – №1. – С.3–18. 16. Битюцкая Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психол. наука и образование. – 2007. – № 4. – С. 87–93.

Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Моск. гос. ун-т, 1984. – 200 с.

Всемирный доклад об инвалидности. Женева: Всемирная организация здравоохранения и Всемирный банк, 2011 г. https://www.unicef.org/uzbekistan/media/5071/file/.pdf

Исакова, Муаззам Тулкиновна. «PROBLEMS OF THE RELATIONSHIP OF A PERSON’S ATTITUDE TO HEALTH WITH ITS INDIVIDUAL AND DYNAMIC FEATURES.» Современное образование (Узбекистан) 7 (2021): 42-48.

Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2008. – №4. – С.147–153

Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации: Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2006. – 960 с.

Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20–30.

Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.

Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2005. – 288 с.

Политова С.П., Исмаилова Н.И. Ученые записки казанского университета. Том 152, кн. 5 Гуманитарные науки, 2010. - С. 213-224.

Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами. – СПб., 1992. – 24 с.

Юлдашева М. Б., Эргашова З. Экспериментальное изучение чувства одиночество //Universum: психология и образование. – 2021. – №. 5 (83). – С. 31-33.

Загрузки

Опубликован

2024-06-07