ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОСВОЕНИЯ СРАВНЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Мякота Вероника Викторовна, преподаватель Международной исламской академии Узбекистана, г. Ташкент.

Авторы

  • Мякота Вероника Викторовна TerDU

Ключевые слова:

онтогенез речи, детская речь, этапы развития речи, сепарация ребенка, языковая картина мира, когнитивная метафора, сравнение, сравнительные обороты, типы сравнения в детской речи.

Аннотация

Автор описывает и анализирует общие и индивидуальные стратегии освоения сравнения в русском языке в онтогенезе речи. Материал исследования собирался в течение 14 лет, это родительские дневники наблюдений за речью ребенка, личные наблюдения автора за речью детей от года до 15 лет. Сравнение в детской речи представляет интерес для лингвистов не только с позиций системного подхода, но и как явление, свидетельствующее о когнитивном развитии ребенка, освоении им метафорических значений. Одним из первичных признаков освоения метафорических значения является сравнение. Помимо того, существуют невербальные признаки освоения метафоры в детской речи, и анализ некоторых их типов свидетельствует об установлении в языковой картине мира ребенка категории сравнения и образного мышления. В целях установления индивидуальной стратегии освоения языка, автор собрал и проанализировал около 40 языковых единиц со значением сравнения из речи одного ребенка, выяснил вкладываемое субъективное значение и классифицировал данные речевые высказывания.

Библиографические ссылки

Артюх С. Е., Доброва Г. Р. 2011. О роли генерализации в развитии речи детей: к вопросу что и как проверяется в экспериментах. / Проблемы онтолингвистики – 2023. Материалы ежегодной международной научно-практической конференции. – СПб : Издательство «ВВМ», 2023.

Чуковский К. И. 1985. От двух до пяти. — М.,1985.

Выготский Л.С. 1984. Избранное. В 6 т. – М., 1984.

Гальперин П.Я. 1966. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. – М., 1966.

Гвоздев А. Н. 2007. Вопросы изучения детской речи. – СПб : Детство–Пресс, 2007.

Гвоздев А. Н. 2005. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Издание второе, исправленное. – М : URSS, 2005.

Голева Н.М. 2021. Комплексная тропеическая природа детских умозаключений. // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. – 7 (3). – 2021. – С. 81-90.ые и гуманитарные ис), 81-90.

Гридина Т.А. 2007. Онтолингвистика – язык в зеркале детской речи. – М., 2007.

Доброва Г. Р. 2019. Вариативность речевого развития детей. – М. : Языки славянской культуры, 2019.

Елисеева М. Б. 2019. Становление индивидуальной языковой системы ребенка. Ранние этапы. – М. : Языки славянской культуры, 2019.

Кубрякова Е.С. 1992. Аналоги и формирование правил в детской речи// Детская речь: Лингвистический аспект. – СПб., 1992 (электронная версия)// www.ontolingva.ru.

Лакофф Дж., Джонсон М. 2004. Метафоры, которыми мы живём : Пер с англ. /Под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. – М. : Едиториал УРСС, 2004.

Леонтьев А.А. 1977. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах. // Словарь ассоциативных норм русского языка. – М., 1977.

Лурия А.Р. 2004. Речь и интеллект в развитии ребенка. – М., 2004

МакКормак Э. 1990. Когнитивная теория метафоры // Теория метафоры: сборник / общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 358-386.

Петров В.В. 1990. Метафора: от семантических представлений к когнитивному анализу // Вопросы языкознания. 1990. № 3. С. 135-146.

Психолингвистика: Сб.статей / Сост. А.М.Шахнарович, 1984.

Цейтлин С.Н. 1994. Фонд данных детской речи. // Проблемы детской речи. Материалы межвузовской конференции. СПб., 1994.

Загрузки

Опубликован

2024-12-11