СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ КОРАНА РУССКИМИ ПОЭТАМИ НАЧАЛА XIX ВЕКА

Рахманова Альбина Ходжаевна к.ф.н., доцент кафедры русского языка и литературы, Навоийский государственный педагогический институт

Авторы

  • Рахманова Альбина

Аннотация

в статье рассматриваются вопросы трансформации коранических историй и образов в лирике поэтов пушкинской эпохи, выявляются параллели между Священной книгой мусульман и стихотворениями Л.Якубовича, Я.Полонского, Н.Грекова, представляется своеобразие восприятия и специфика отражения Корана в русском тексте, раскрываются особенности переложения сур Корана, анализируются стихотворные тексты поэтов «пушкинской эпохи». Поэты пушкинской поры, поэты «пушкинской плеяды», «поэты пушкинского круга», «золотой век» русской поэзии - обобщающее именование русских поэтов-современников Александра Сергеевича Пушкина, вместе с ним входивших в число создателей «золотого века» русской поэзии, как называют начало XIX столетия. Понимание и восприятие Востока поэтами пушкинской эпохи Лукьяном Якубовичем, Яковом Полонским, Николаем Грековым, Михаилом Михайловым, Львом Кобылинским-Эллисом тоже пошло в русле пушкинских поисков правды и их поэтические произведения стали носить общее название «Из Корана», что само по себе указывало на то, что они написаны под непосредственным воздействием Священного писания. Коран стал источником поэтического вдохновения для многих поэтов, их привлекала художественность и глубина коранического текста. Отражение коранического повествования, трансформация ряда мотивов и образов Священного Писания Ислама поэтами пушкинской эпохи, показывают важность проникновения в мир коранических реалий, вовлеченность в процесс отражения новой открываемой правды. Затрагивая главные темы Корана, русская литература ориентировалась и на характерные для его поэтики жанрово-стилистические особенности, используя присущий «небесной книге» мусульман особый ритмический и стилистический ресурс выражения и риторические обороты для усиления художественной выразительности.

Библиографические ссылки

Ас-Сайед, Камал. Коранические истории. -М.:ООО «Садра», 2013.

Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. -М.: Сов. писатель, 1967.

Взаимопроникновение культур: Коран в русской поэзии. -М.: Наука, 2006.

Гаврилов Ю.А, Шевченко А.Г. Взаимопроникновение культур. Коран в творчестве русских поэтов. -М.: Наука, 2006.

Грюнебаум Г.Э. Классический ислам: очерки истории (600–1258). -М.: Наука, 1988.

История русской литературы: в 4 т. Т. 2. -Л.: Наука, 1980.

Коран / пер. с араб. и коммент. акад. И.Ю. Крачковского. -М.: Изд-во «Маджесс», 1990.

Мухтор Ш. Восток в оценке Ж.-Ж. Руссо // Изв. АН Тадж. ССР. 1984. № 4. С. 55–59.

Пиотровский М.Б. Коранические истории. -М., 1991.

Рахманова А. Нравственные истины Корана в творчестве А.С. Пушкина // ОИИ. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennye-istiny-korana-v-tvorchestve-a-s-pushkina (дата обращения: 23.12.2021).

Савари К.Э. Краткое жизнеописание Мухаммеда // Литературный Азербайджан. 1991. № 1–3.

Шифман И.Ш. Исторические корни коранического образа Аллаха // Проблемы арабской культуры. -М.: Наука, 1987. С. 232–236.

Якубович Л. Избранное. -М., 1999.

Загрузки

Опубликован

2022-04-22