ТЕОРЕТИЧЕСКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У УЧЕНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Нодира Мелибаевна Эгамбердиева, доктор педагогических наук, профессор, директор научно-исследовательского института “Махалля и семья” Ходжаёрова Бахора Акрамовна, Научный соискатель Самаркандского государственного университета
Ключевые слова:
ўқувчи-ёшлар, креативликни ривожлантириш, назарийметодологик асослар, муаммонинг илмий-назарий, методологик асослари,педагогик йўллари ва педагогнинг креативлиги мезонлари.Аннотация
В статье рассматриваются теоретико-методологические основы развития креативности у учеников подростков, в том числе уровень научно-теоретической разработанности проблемы, педагогические пути развития креативности, критерии креативности педагога, существующие теоретические и практические модели развития креативности, а также методы совершенствования системы развития творческой личности.
Библиографические ссылки
Аверинцев С. С. Попытки объясниться. Беседы о культуре /– М.: Правда, 1988. – 74 с.
Ариарский М. А. Прикладная культурология, Монография / С.-петерб. гос. ун-т культуры и искусств, Ассоц. музеев России. – СПб: Эго, 2001. – 287 с.
Артамонова Е. И. Развитие духовной культуры учителя: теория и методика/ – Моск. пед. гос. ун-т. – М.: Прометей, 2000. – 127 с.
Бахтин М. М. Личность и творчество М.М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли – Том I. / Сост., вступ. ст. и коммент.– СПб.: РХГИ, 2001. – 552 с.
Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования– Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. – 352 с.
Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век) /– М.: Издательство политической литературы, 1991. – 414 с.
Библер В. С. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков / – М.: Русское феноменологическое общество, 1997. – 423 с.
Бугакова Е. В. Творческое саморазвитие старшеклассника в креативном образовании: автореф. дис. … канд. пед. наук:– Оренбург, 2011. – 23 с.
Видт И. Е. Образование как феномен культуры: Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе: дис. д-ра пед.наук – Тюмень, 2003. – 344 с.
Гартунг Т. А. Развитие креативности подростков средствами дисциплин гуманитарного цикла: автореф. дис. канд. пед. наук:– Тюмень, 2008.–22 с.
Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта// Психология мышления. – М., 1965. – 534 с. – С. 433-456.
Запесоцкий А. С. Дмитрий Лихачёв – великий русский культуролог / – СПб: ГУП, 2007. – 291 с.
Коган Л.Н. Социология культуры – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1992. – 117 с.
Краевский В. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики /– М.: Знание, 1977. – 64с.
Крылова Н. Б. Культурология образования. Новые ценности образования.– М., Народное образование. – 2000. – 272 с.
Морозов А. В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования: дис. д-ра пед. наук. – М.: РГБ, 2005. – 445 c.
Морозов А. В., Чернилевский, Д. В. Креативная педагогика и психология /– М.: Академический проект, 2004. – 560 с.
Рубинштейн, С. Л. Принцип творческой самодеятельности: // Вопросы психологии. – № 4. – 1986. – 101-107 с.
Осипенко С. П. Динамика развития креативности младших школьников в творческих объединениях: дис. канд. псих. наук: – Курск, 2008. – 215с.
Цхай И. К. Личностные и когнитивные аспекты креативности: дис…. канд. псих. наук:– М.: РГБ, 2003
Цхай И. К. Личностные и когнитивные аспекты креативности: дис…. канд. псих. наук:– М.: РГБ, 2003
Сайко Э. В. Субъект: созидатель и носитель социального /– М.; Воронеж, 2006. – 424 с.
Сластенин В. А., Исаев, И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
Слободчиков В. И. Антропология образования: ее возможность и действительность// Психология обучения: дайджест рос. и зарубеж. прес-сы. – № 1. – М.: Соврем. гуманитар. ин-т, 2007.
Халифаева О. А. Психологические условия развития креативности подростков в учебно-воспитательном процессе: дис… канд.псих.наук– Астрахань, 2007. – 173 с.
Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования / – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 221 с.
Drapeau Patti. Sparking student creativity (practical ways to promote innovative thinking and problem soving). – Alexandria – Virginia, USA: ASCD, 2014. – 4 с.