ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В СТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Садыков Рустам Мансурович (доктор PhD, и/о доцента кафедры «Родной язык и методика его преподавания в начальном образовании» ТГПУ имени Низами
Ключевые слова:
компетенция, компетентность, лингвистика, методика, подход, стандартАннотация
В статье рассматривается условия формирования лингвометодической компетентности будущих учителей начальных классов. Описывается опыт научных исследований отечественных, зарубежных и учёных из стран ближнего зарубежья в области формирования профессиональных компетенций у студентов высших педагогических образовательных организаций. На основе этого произведено выделение и структуризация компетенций, которые необходимы будущему учителю начальной школы в его профессиональной деятельности в области научно-исследовательской работы, педагогической деятельности, в области управления, а также в области просветительства и духовно-воспитательной работы. Определено место лингвометодической компетентности в структуре компетенций будущих учителей начальных классов, а также представлено авторское определение лингвометодической компетентности будущих учителей начальных классов. Выводы, представленные в статье, соответствуют действительности, так как исследовались в рамках диссертационного исследования, проводившееся на базе Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами, Джизакского государственного педагогического института, а также Андижанского государственного университета и подтверждены экспериментальным путём. Исследование по методике формирования лингвометодической компетентности будущих учителей начальных классов проводилось в логике нормативно-правовых актов и положений государственного образовательного стандарта Республики Узбекистан.
Библиографические ссылки
Равен, Дж. (2002)Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с анг. – Москва: Когито-Центр, – 470 с.
Быстрова, Е.А. (2004) Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Обучение русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов; – М., – С. 20–39.
Квалификационных требованиях направления бакалавриата 5111700 – Начальное образование и спортивно-воспитательная работа – Тошкент: 2018. – 34 с. https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205414266&archive=1206184753&start_from=&ucat=&
https://studme.org/216970/pedagogika/kompetentnost_pedagoga_professionalnogo_obucheniya
Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием». №УП-5538 от 5 сентября 2018 года. (https://lex.uz/ru/docs/3893427)
Садовский, В. Н., Лисеев И. К. (2004) Людвиг фон Берталанфи и развитие системных исследований в XX веке // Системный подход в современной науке (К столетию Людвига фон Берталанфи). М., Прогресс-Традиция - - с. 7-36. https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-kak-issledovatelskaya-programma-v-tvorchestve-l-bertalanfi
Боно, Э. (2015) Искусство думать: Латеральное мышление как способ решения сложных задач/ Эдвард де Боно // -М:. — 172 с.
Леонтьев, А.А. (2003) Непрерывность и преемственность образования / А.А. Леонтьев // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сборник материалов. – М.: Баласс; Изд. дом РАО, – с. 28–34. https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-zdravogo-smysla-gumanisticheskaya-filosofiya-obrazovaniya-a-a-leontieva/viewer
Пассов, Е.И. (2006) Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея / Е.И. Пассов. – М.: ГЛОССА-ПРЕСС,– 240 с.
Махмудов М.Х. (2004) Таълим дидактик лойихалашн ин г н азар ий асослар и: Пед. фан . н ом. … дис: 13.00.01 / Тошкен т, − 269 б. https://www.rki.msu.ru/source/Biblioteka%20slush/RKI%20deti/osnovy_kommunikativnoi_teorii.pdf
Муслимов Н.А., Уразова М.Б. (2011) Проективная деятельность будущего учителя/ Учеб.пособие для ВУЗов. –Ташкент: GrandPaper, – 92 с. https://research-center.uz/works/
Абдуллаева, Б.С.. (2006) Научно-теоретические основы межпредметных связей: Автореф.дис…док. пед.наук. – Ташкент: УзНИИПН, – 75 с.
Галицких, Е.О. (2004) Диалог в образовании как способ становления толерантности: Учеб.-методич. пособие / Е.О. Галицких. – М.: Академический проект, – С. 128–135. https://skunb.ru/node/1040
Терехов П.П. (2003) Формирование педагогической компетентности специалиста в системе непрерывного социокультурного образования // Альма-Матер. – М., – № 2. – С. 7–12.
Вербицкий, А.А. (2011) Педагогические технологии контекстного обучения: Научно-методическое пособие. Вып. 1. 2-е изд. / А.А. Вербицкий. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, – 52 с. https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-tehnologiya-v-kontekstnom-obuchenii
Хуторской, А. В. (2007) Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов «ИНЭК», - С. 12-20.
Гац, И.Ю. (2011) Модернизация обучения школьников русскому языку: лингвометодическая стратегия в современной языковой ситуации: автореф. дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.02 / И.Ю. Гац. – М., – 43 с.
Пардаев, Б. Ў. (2022). БОШЛАНҒИЧ СИНФ ЎҚУВЧИЛАРИ ИЖТИМОИЙЛАШУВИНИ РИВОЖЛАНТИРИШДА ПЕДАГОГИК ҚЎЛЛАБ-ҚУВВАТЛАШ ТИЗИМИ: Пардаев Бекмурат Ўтапулатович, Низомий номидаги Тошкент давлат педагогика университети, бошланғич таълимда она тили ва уни ўқитиш методикаси кафедраси катта ўқитувчиси. Образование и инновационные исследования международный научно-методический журнал, (3), 147-153.
Nusratova, K. C. (2021). RELEVANCE OF THE TOPIC OF WAR IN UZBEK CHILDREN'S LITERATURE (ON THE EXAMPLE OF THE WORK OF THE WRITER SAFAR BARNOEV). Galaxy International Interdisciplinary Research Journal, 9(12), 740-745.
Nusratova, H. (2021, October). BOSHLANG’ICH SINF O’QUVCHILARIDA KITOBXONLIK MADANIYATINI SHAKLLANTIRISH: DOI: 10.53885/edinres. 2021.80. 81.021 Nusratova Hamida, Nizomiy nomidagi TDPU, Boshlang’ich ta’lim fanlari kafedrasi dotsenti, PhD. In Научно-практическая конференция (pp. 51-52).