СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ
https://doi.org/10.53885/edinres.2022.8.08.041 Завгородняя Елена Васильевна доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории методологии и теории психологии Института психологии имени Г.С. Костюка, г. Киев, Украина
Ключевые слова:
познавательная ситуация, психологическая наука, когнитивная сложность, фрагментарность психологического знания, интеграция, интеллектуальная традиция.Аннотация
В статье охарактеризованa современная познавательная ситуация как неопределенная, противоречивая, текучая. В этом контексте тенденциями развития психологии является рост когнитивной сложности, участие в меж- и трансдисциплинарных исследованиях; интерес к различным интеллектуальным традициям; возрастание роли постнекласического идеала рациональности. Констатируется необходимость саморефлексии психологии с целью определения границ, измерений, специфики ее познавательного поля и определения перспектив развития. Актуальным является объединение усилий психологов, представляющих различные традиции и подходы, с целью нахождения ресурсов преодоления фрагментарности психологического знания, его интеграции и развития.
Библиографические ссылки
Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. Кому и как разрабатывать методологию психологии? Сибирский психологический журнал. 2015. №55. С.6-45.
Балл Г.О. Раціогуманістична орієнтація в методології людинознавства: наукове видання. Київ: Видавництво ПП «СКД». 2017. 300 с.
Великий тлумачний словник сучасної української мови : 250000 / уклад. та голов. ред. В. Т. Бусел. – Київ; Ірпінь: Перун, 2005. – VIII, 1728 с.
Інтегративно-особистісний підхід у психологічній науці та практиці: монографія;/ за ред. Г.О. Балла. Кіровоград: Імекс-ЛТД. 2012. 312 с.
Мазилов В.А. Психология в XXI столетии: проблема предмета науки. Методология и история психологии. 2018. Вып. 1. С. 108–123.
Системність психологічного знання на сучасному етапі його розвитку: монографія [Електронний ресурс] / за ред. О.В. Завгородньої. Київ: Видавничий Дім «Слово», 2017. Режим доступу: http://lib.iitta.gov. ua
Теоретико-методологічні основи інтеграції психологічного знання./ за ред. О.В. Завгородньої. Київ: Видавничий Дім «Слово», 2020. 180 с.
Янчук В. Культурно-диалогический интердетерминистскийметаподход к анализу психологической феноменологии: теоретикоприкладные возможности. Теоретичні дослідження у психології. Харьков: Монограф. 2018. Том IV. С. 21-82.
Bohannon J. Many psychological papers fail replication test. Science.ISSN 2181-1717 (E) Образование и инновационные исследования (2022 год №8)http://interscience.uz 293
Vol. 349 (6251). P. 910-911.
Henriques G. Evolving from methodological to conceptualunification. Review of General Psychology. 2013. Vol. 17. P. 168-173. DOI:10.1037/a0032929
Koch S. “Psychology” or “the psychological studies”? American Psychologist. 1993. Vol. 48. P. 902–904.
Meehl, P.l E. Theoretical risks and tabular asterisks: Sir Karl,Sir Ronald, and the slow progress of soft psychology. In R. B. Miller (Ed.),The restoration of dialogue (pp. 523–555). Washington, DC: American Psychological Association. (Original work published 1978).
Open Science Collaboration Estimating the reproducibility of psychological science. Science. 2015. Vol. 349. DOI: 10.1126/science aac4716.
Sarason S.B. The lack of an overarching conception in psychology. Journal of Mind and Behavior. 1989. Vol. 10. P. 263–279.
Schmidt F.L., Oh I.-S. The Crisis of Confidence in Research Findings in Psychology: Is Lack of Replication the Real Problem? Or Is It Something Else? Archives of Scientific Psychology. 2016. Vol. 4. P. 32–37.
Smedslund J. Why psychology cannot be an empirical science. Integrative Psychological and Behavioral Science. 2016. Vol. 50(2). P. 185-197.
Stanovich K. How to think straight about psychology. Boston: Allyn & Bacon, 2001.
Toomela A. Culture of science: Strange history of the methodological thinking in psychology. IPBS: Integrative Psychological &Behavioral Science. 2007. Vol. 41(1). P. 6–20.
Valsiner J. An invitation to cultural psychology. London, UK: SAGE. 2014
Yanchar S. C, Slife B. D. Pursuing unity in a fragmented psychology: Problems and prospects, Review of General Psychology. 1997. Vol. 1. P. 235-255.