ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И РЕФЛЕКСИВНОСТИ У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Каршиева Дилафруз Суюновна, и.о., профессор кафедры «Практическая психология» Ташкентского государственного педагогического университета, доктор психологических наук (Dsc)

Авторы

  • Каршиева Дилафруз Суюновна TerDU

Ключевые слова:

Стресс, профиссиональный стресс, социальная компетенция, рефлексия, ретpocпектив , коммуникatsiя, активность

Аннотация

В данной статье раскрываются научно-теоретические основы характеристики профессионального стресса и психологических особенностей рефлексивности в педагогической деятельности, а также значение ее скрытых факторов. В мире возрастает стремление готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных, независимо мыслящих профессионалов. На данный момент разработка и совершенствование психологических механизмов формирования профессиональной компетентности педагогов является одной из актуальных проблем современности.В настоящее время одной их актуальных проблем остаётся разработка и совершенствование психологических механизмов формирования профессиональной компетентности педагогов. . В связи с этим в процессе реформ, проводимых специфичным образом во всём мире, одними из актуальных проблем остаются требования к деятельности медицинских работников, вопросы психологического совершенствования их профессионального, личностного и интеллектуального потенциала.
В проводимых в мире научных исследованиях уделяется особое внимание исследованиям по изучению психологических основ профессиональной компетентности педагогов, формированию и развитию механизмов профессиональной компетентности, систематизatsiи их психологических критериев, исследованию показателей социально-психологической компетентности, исследованию и развитию модели показателей социально-психологической компетентности и разработке комплекса психодиагностических методик, состоящих из специальных смоделированных заданий, направленных на создание и совершенствование модели развития. В связи с этим наблюдается необходимость уделения внимания исследовательским работам, направленным на повышение уровня психологической подготовки педагогов; выявление социально-психологических факторов и механизмов, формирующих их социально-психологическую компетентность; повышение роли профессиональной подготовки педагогов и выявление влияния на эффективность их деятельности. Научная значимость исследования выражается в разработке модели исследования факторов социально- психологической компетентности педагогов, научном раскрытии изучаемой проблемы и разработке государственных образовательных стандартов высшего образования при подготовке кадров по образовательным направлениям бакалавриата и магистратуры, создании теоретической основы, которую можно применить в процессе создания программ по развитию социально- психологической компетентности педагогов. В дополнение к описанию связанных с работой аспектов репрезентatsiи профессионального стресса у педагогов, также представлены методологические принципы психотерапевтических методов, направленных на снижение его воздействия.

Библиографические ссылки

Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 2019 йил 7 июндаги № 472-сонли “Психология соҳасида кадрларни тайёрлаш тизимини янада такомиллаштириш ва жамиятда ҳуқуқбузарликнинг олдини олиш чора- тадбирлари тўғрисида”ги қарори / httr://lex.uz.

Чеpепaнoвa Е. М. Пcихoлoгичеcкий cтpеcc. М.: «Aкaдемия», 1997.

Туpcунoв C.Т., Дaниёpoв Б.Х. Ўқитувчилapнинг кacбий кoмпетентлилигини pивoжлaнтиpиш жapaёнлapиги тизимли ёндaшув // Хaлқ тaълими. - 2011. - № 5.

Spielberger C.D. Theorу and research on anxietу. [In: C.D.Spielberger (Ed.), Anxietу and Behavior. New Уork: Academic Press, 2001].

Wells J.A. The role of social support groups in stress coping in organizational settings // Handbook of Organizational Stress. Coping strategies. Cambridge, MA: Ballinger, 1994.

Щеpбaтых Ю.В. Пcихoлoгия cтpеcca и метoды кoppекции. – CПб.: Питеp. 2006.

Юpoв Ю.В. Пcихoлoгичеcкие ocнoвы aдaптaции и pеaбилитaции. Вopoнеж: ВГПУ. 2007

Загрузки

Опубликован

2024-05-03