ОПЫТ РАЗВИТЫХ СТРАН ПО ВНЕДРЕНИЮ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Хайдарова Раъно Анваровна старший преподаватель ТашГУВ

Авторы

  • Хайдарова Раъно Анваровна

Аннотация

В данной статье изложено один из актуальных задач привиденной в «Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года ПФ-5847, представляет собой введение кредитно-модульной системы в высшем образовании. Подробно представлен зарубежный опыт. В 1999 году 29 стран (в настоящее время более 50 государств членов) подписали Декларацию об участии в Болонском процессе, которая дает право получения сравнительных ученых степеней, содействия академическому и профессиональному признанию и создания единой образовательной среды для обеспечения возможностей трудоустройства для выпускников. Раскрываются причины для подписания и достигнутые результаты. Требования Болонской декларации: 12 летнее образования; двухуровнее высшее образование; создание технологии оценки образовательного процесса и результатов с помощью кредитов ESTS. Также определен термин «кредит» и подчеркнута важность и объем основных требований, таких как единая технология оценки с использованием кредита ESTS. Перечислены виды кредитов, их специфика в разных регионах, основные принципы. В процессе реализации международной образовательной программы ERASMUS, Европа столкнулась с трудностями, связанными с разнообразием и, в ряде случаев, несопоставимостью европейских образовательных систем. Именно по этому разработали ECTS (European Credit Transfer System), возникшаю как пилотный проект программы ERASMUS и прошедшая экспериментальную проверку который действительно сблизил национальные системы образования, сделал их более гибкими прозрачными, а документы об образовании – легко сравнимыми. Анализируются преимущества и недостатки кредитно-модульной системы, подчеркивается роль данной системы в развитии высшего образования, повышении его конкурентоспособности и формировании профессиональных специалистов в Узбекистане. Отмече важность богатого зарубежного опыта при переходе к кредитно-модульной системе.

Библиографические ссылки

O‘zbekiston Respublikasining 2020 yil 23 sentyabrda qabul qilingan «Ta’lim to‘g‘risida»gi O‘RQ-637-sonli Qonuni.

O‘zbekiston Respublikasi Prezidentining 2017 yil 7 fevral «O‘zbekiston Respublikasini yanada rivojlantirish bo‘yicha Harakatlar strategiyasi to‘g‘risida»gi 4947-sonli Farmoni.

O‘zbekiston Respublikasi Prezidentining 2019 yil 8 oktyabr «O‘zbekiston Respublikasi oliy ta’lim tizimini 2030 yilgacha rivojlantirish konsepsiyasini tasdiqlash to‘g‘risida»gi PF-5847-sonli Farmoni.

Gancherenok I.I., Gribovskaya E.L. Modeli magistrskoy podgotovki: Shvetsiya, Velikobritaniya, Ispaniya. Minsk,2002, 96 s.

Usmonov B.SH., Xabibullaev R.A. Oliy o‘quv yurtlarida o‘quv jarayonini kredit-modul tizimida tashkil qilish. O‘quv qo‘llanma. T.: «Tafakkur» nashriyoti, 2020 y. 120 bet.

Usmonov B.Sh, Xabibullaev R.A. Oliy o‘quv yurtlarida o‘quv jarayonini kredit-modul tizimida tashkil qilish. O‘quv qo‘llanma. T.: «Tafakkur» nashriyoti, 2020 y. 120 bet.

O‘rinov V. O‘zbekiston Respublikasi oliy ta’lim muassasalarida ECTS kredit-modul tizimi: asosiy tushunchalar va qoidalar. O‘quv qo‘llanma. Nyu Bransvik Universiteti, 2020 y.

The European Higher Education Area. - Joint Declaration of the Ministers of Education. - Bologna, 1999, 19 June.

Загрузки

Опубликован

2022-01-07