ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ УЧИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ

Расулов Абдумумин Ибрагимович, доцент кафедры психология религии и педагогики доктор психологических наук, Международная исламская академия Узбекистана Касимова Зебо Хамидовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психология религии и педагогики, Международная исламская академия Узбекистана

Авторы

  • Расулов Абдумўмин Ибрагимович, Касимова Зебо Хамидовна

Аннотация

В статье освещены результаты эмпирического исследования коммуникативного пространства во взаимодействии учащихся средней школы и учителей. В исследовании изучались уровни взаимодействия «учитель-ученик», в отношениях «преподаватель-студент» в рецептивной и коммуникативной ролях. В результате были определены уровни коммуникативного диапазона взаимоотношений учителя с учащимися. По итогам диагностического эксперимента была сформирована группа студентов с низким коммуникативным диапазоном взаимодействия с преподавателем. После психологических тренинговых мероприятий был проведен повторный эмпирический эксперимент и получены результаты по взаимодействию преподавателя с учащимися. В статье проводится сравнительный анализ эмпирических показателей до и после психологического тренинга по коммуникативным интервалам взаимодействия студентов с преподавателями.

Библиографические ссылки

Allport, F. H. (1919). Behavior and experiment in social psychology. The Journal of Abnormal Psychology, 14 (15), 297–306.,

Абрамова Г.С. Некоторые особенности педагогического общения с подростками// Вопросы психологии, 1988, №2.

Анисимова В.В. Внутришкольное управление развитием авторских педагогических систем учителей: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -Волгоград, 1998.-23 с.

Бараковская Н.И. Воспитание отношений сотрудничества между школьниками 5-7 классов на основе гуманистических ценностей методами педагогического консультирования: Автореф.дисс.канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998.-27 с.

Бекназарова Л.С. Таълим жараёнида ўқитувчи ва ўқувчи ҳамкорлигининг психологик хусусиятлари (педагогика коллежлари мисолида). Психол. фанл. номз. автореферати. – Тошкент, 2007. - 22 б.

Белкин А. С. Учитель и ученики: стиль отношений // Воспитание школьников. - 1996. ~№1.- С. 10-12.

Бердиев Г. Бошланғич синф ўқувчиларида шахслараро муносабатларнинг ўзига хос хусусиятлари (ақлий ривожланиши сустлашган болалар мисолида). Психол. фанл. номз. автореферати. – Тошкент, 2000. - 21 б.

Бехтерев, В. М. Коллективная рефлексология / В. М. Бехтерев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 473 с. 74-94.

Битуев В.П. Психология взаимоотношения учителя и учащихся.Улан- Уде,1972. - 115 с.

Бодалёв А.А. О взаимоотношении стиля общения педагога с учащимся на их эмоциональный опыт. - В кн.: Проблемы общения и воспитания. – ТарТУ.: 1974. Ч.I. С. 185 - 192 .

Бойко В.В. Общение и взаимовлияние в процессе воспитания // Сов. Педагогика.1989.- № 2 - С. 65 - 70 .

Влияние социальных установок учителя на межличностные отношения участников педагогического взаимодействия : (учителей и учащихся средних и старших классов) : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Рос. акад. образования. - Москва, 1995. - 24 с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – Москва: Педагогика,1991. - 479 с.

Ғозиев Э.Ғ. Муомала психологияси. – Тошкент: Университет, 2001. -140 б.

Кан - Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – Москва,1987. - 190 с.

Карпара Дж., Сервон Д. Психология личности. – М.: Питер, 2003. - 640 с. 54 с

Mead, George (1934). Mind, Self, and Society. United States of America: The University of Chicago Press. pp. 173–178

Кессел В. Проблемы отношения учителя и учащихся. – Берлин, 1974. 416 с.

Ковалёв Г.А. Общение в педагогическом процессе // Школа и производство. 1989.- № 2. - С. 10 - 13.

Колпакова Л.М. Психологические механизмы формирования межличностных отношений в диаде «учитель-ученик» в условиях педагогической деятельности. Дисс. . канд. псих. наук. - Казань, 1997.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – Москва, 1978. - 48 с.

Мананикова E.H. Гуманизация дидактических отношений учителя с младшими школьниками в учебном процессе: Дисс. . канд. пед. наук. Таганрог, 1998.

Михайлова. Формирование у будущих учителей коррекционных отношений в системе «учитель-ученик» на основе трансактного анализа: Дисс. . канд. псих. наук. Магнитогорск, 1998.

Мудрик А.В. Общение школьников // Педагогика и психология. –Москва, 1987. - № 11 .- 80 с.

Мясшцев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / под редакцией Бодалева A.A. М., 1995.

Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.-191 с.

Панарина Т.Г. Социально-психологические основы оптимизации межличностных отношений «учитель-ученик»: Дисс. . канд. псих, наук. М., 1996.

Панова Е.И. Взаимоотношения "учитель ученик" // Педагогика, 1993, №6.

Петашник М. Демократизация школы: отношения «учитель-ученик» // Воспитание школьников, 1991, №1.

Разуваева Т.Н. Восприятие личности учителя младшими школьниками: Автореф. дис... канд. психол. наук. – Москва: МГПИ, 1986. - 16 с.

Расулов А.И. Ўқитувчи шахсининг тарбиячи сифатида ўқувчилар билан ўзаро муносабат даражалари: Психол. фанл. номз. дис... – Тошкент, 2001.-177 б.

Рябов А. Учитель глазами учеников и ученик глазами учителя. // Директор школы, 2002, №2.

Седова Н.В. Педагогическое общение: психологический тренинг для учителей //Педагогика. – 1994. - №1.С.56-59.

Субботский Е.В., Чеснокова О.Б. Диалогическое общение в образовании: мифы и реальность // Вопросы психологии. – Москва, 2008. - № 6.- С. 151 - 161.

Федотова E.JI. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителей: Дисс. .канд. пед. наук.-Хабаровск, 1998.

Шеримбетова З.Ш. Бошланғич синфлардаги ўзлаштирмовчи ўқувчиларнинг психологик хусусиятлари: Психол. фанл. номз. автореф. – Тошкент, 2007. - 20 б.

Қличева З.П. Ўқув - тарбия жараёнида мулоқот – бошланғич синф ўқувчиларнинг шахсини шакллантириш асосидир. Психол. фанл. номз. автореф. - Тошкент: ЎзМУ, 2005. - 24 б.

Загрузки

Опубликован

2022-10-29