PECULIARITIES OF COMMUNICATIVE DISTANCE IN MIDDLE-CLASS RELATIONSHIPS WITH TEACHERS

Rasulov Abdumumin Ibragimovich, doctor of psychological sciences, International Islamic Academy of Uzbekistan associate professor at the department of psychology of religion and pedagogy Kasimova Zebo Khamidovna, associate professor head of the psychology of peligion and pedagogy department International Islamic Academy of Uzbekistan

Authors

  • Rasulov Abdumumin Ibragimovich, Kasimova Zebo Khamidovna

Abstract

The paper discusses the results of an empirical study of the communicative gap in the interaction between secondary school students and teachers. The study investigated the levels of teacher-pupil interaction in the teacher-student relationship in the receptive and communicative roles. As a result, the levels of communicative range of the student-teacher relationship were determined. As a result of the diagnostic experiment, a group of students with a low communicative range of interaction with the teacher was formed. After psychological training activities, a repeat empirical experiment was conducted and the results obtained on student-teacher interaction were obtained. The article presents a comparative analysis of empirical indicators before and after psychological training on communicative intervals of student-teacher interaction.

References

Allport, F. H. (1919). Behavior and experiment in social psychology. The Journal of Abnormal Psychology, 14 (15), 297–306.,

Абрамова Г.С. Некоторые особенности педагогического общения с подростками// Вопросы психологии, 1988, №2.

Анисимова В.В. Внутришкольное управление развитием авторских педагогических систем учителей: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -Волгоград, 1998.-23 с.

Бараковская Н.И. Воспитание отношений сотрудничества между школьниками 5-7 классов на основе гуманистических ценностей методами педагогического консультирования: Автореф.дисс.канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998.-27 с.

Бекназарова Л.С. Таълим жараёнида ўқитувчи ва ўқувчи ҳамкорлигининг психологик хусусиятлари (педагогика коллежлари мисолида). Психол. фанл. номз. автореферати. – Тошкент, 2007. - 22 б.

Белкин А. С. Учитель и ученики: стиль отношений // Воспитание школьников. - 1996. ~№1.- С. 10-12.

Бердиев Г. Бошланғич синф ўқувчиларида шахслараро муносабатларнинг ўзига хос хусусиятлари (ақлий ривожланиши сустлашган болалар мисолида). Психол. фанл. номз. автореферати. – Тошкент, 2000. - 21 б.

Бехтерев, В. М. Коллективная рефлексология / В. М. Бехтерев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 473 с. 74-94.

Битуев В.П. Психология взаимоотношения учителя и учащихся.Улан- Уде,1972. - 115 с.

Бодалёв А.А. О взаимоотношении стиля общения педагога с учащимся на их эмоциональный опыт. - В кн.: Проблемы общения и воспитания. – ТарТУ.: 1974. Ч.I. С. 185 - 192 .

Бойко В.В. Общение и взаимовлияние в процессе воспитания // Сов. Педагогика.1989.- № 2 - С. 65 - 70 .

Влияние социальных установок учителя на межличностные отношения участников педагогического взаимодействия : (учителей и учащихся средних и старших классов) : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Рос. акад. образования. - Москва, 1995. - 24 с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – Москва: Педагогика,1991. - 479 с.

Ғозиев Э.Ғ. Муомала психологияси. – Тошкент: Университет, 2001. -140 б.

Кан - Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – Москва,1987. - 190 с.

Карпара Дж., Сервон Д. Психология личности. – М.: Питер, 2003. - 640 с. 54 с

Mead, George (1934). Mind, Self, and Society. United States of America: The University of Chicago Press. pp. 173–178

Кессел В. Проблемы отношения учителя и учащихся. – Берлин, 1974. 416 с.

Ковалёв Г.А. Общение в педагогическом процессе // Школа и производство. 1989.- № 2. - С. 10 - 13.

Колпакова Л.М. Психологические механизмы формирования межличностных отношений в диаде «учитель-ученик» в условиях педагогической деятельности. Дисс. . канд. псих. наук. - Казань, 1997.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – Москва, 1978. - 48 с.

Мананикова E.H. Гуманизация дидактических отношений учителя с младшими школьниками в учебном процессе: Дисс. . канд. пед. наук. Таганрог, 1998.

Михайлова. Формирование у будущих учителей коррекционных отношений в системе «учитель-ученик» на основе трансактного анализа: Дисс. . канд. псих. наук. Магнитогорск, 1998.

Мудрик А.В. Общение школьников // Педагогика и психология. –Москва, 1987. - № 11 .- 80 с.

Мясшцев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / под редакцией Бодалева A.A. М., 1995.

Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.-191 с.

Панарина Т.Г. Социально-психологические основы оптимизации межличностных отношений «учитель-ученик»: Дисс. . канд. псих, наук. М., 1996.

Панова Е.И. Взаимоотношения "учитель ученик" // Педагогика, 1993, №6.

Петашник М. Демократизация школы: отношения «учитель-ученик» // Воспитание школьников, 1991, №1.

Разуваева Т.Н. Восприятие личности учителя младшими школьниками: Автореф. дис... канд. психол. наук. – Москва: МГПИ, 1986. - 16 с.

Расулов А.И. Ўқитувчи шахсининг тарбиячи сифатида ўқувчилар билан ўзаро муносабат даражалари: Психол. фанл. номз. дис... – Тошкент, 2001.-177 б.

Рябов А. Учитель глазами учеников и ученик глазами учителя. // Директор школы, 2002, №2.

Седова Н.В. Педагогическое общение: психологический тренинг для учителей //Педагогика. – 1994. - №1.С.56-59.

Субботский Е.В., Чеснокова О.Б. Диалогическое общение в образовании: мифы и реальность // Вопросы психологии. – Москва, 2008. - № 6.- С. 151 - 161.

Федотова E.JI. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителей: Дисс. .канд. пед. наук.-Хабаровск, 1998.

Шеримбетова З.Ш. Бошланғич синфлардаги ўзлаштирмовчи ўқувчиларнинг психологик хусусиятлари: Психол. фанл. номз. автореф. – Тошкент, 2007. - 20 б.

Қличева З.П. Ўқув - тарбия жараёнида мулоқот – бошланғич синф ўқувчиларнинг шахсини шакллантириш асосидир. Психол. фанл. номз. автореф. - Тошкент: ЎзМУ, 2005. - 24 б.

Published

2022-10-29