ГЕНДЕРНЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Таджибаева Хилолахон Махмутовна, Заместитель директора Научно-исследовательского института педагогических наук Узбекистана по научной работе и инновациям, доктор педагогических наук (DSc), старший научный сотрудник

Авторы

  • Таджибаева Хилолахон Махмутовна TerDU

Ключевые слова:

пол; гендерный подход в образовании; готовность реализовать гендерный подход; представления учителей о гендерном подходе в образовании.

Аннотация

Достижение гендерного равенства во всем мире становится центральным пунктом развития страны и личности и является важной частью государственной стратегии, в основе которой лежит гендерная модель симметричной и сбалансированной деятельности мужчин и женщин во всех сферах жизни общества. Роль образования в социокультурном построении системы гендерных отношений нельзя отрицать. Исследования, проведенные в школьной практике, показывают, что она нуждается в существенной модернизации с точки зрения ценностей гендерного равенства. Именно по этой причине применение гендерного подхода в сфере образования рассматривается как способ повышения уровня и качества образования студентов мужского и женского пола. Но в отличие от многих социальных и гуманитарных наук, использующих гендерную методологию, педагогика значительно отстает от них в освоении и обработке гендерной теории, поэтому гендерные подходы до сих пор считаются в нашей науке научной экзотикой. Наука педагогика и педагогическое образование находится в самом начале пути освоения понятия гендера. Для понимания процесса гендерной социализации детей и профессионального участия педагогу необходимы соответствующие методические пособия, включающие систему научных знаний о гендере, педагогические аспекты образования и воспитания как гендерные технологии, эффективные гендерные факторы, условия и критерии. В статье представлены аргументы, направленные на обоснование актуальности внедрения гендерного подхода в образовании, а также анализ представлений учителей о гендерном подходе в образовании.

Библиографические ссылки

Рожкова С.В., Мошненко В.В. Гендерная компетенция педагога. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dogmon.org/gendernayakompetenciya-pedagoga.html.

Рыков С.Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. – 2001. – №7. – С. 17-22.

Стрекалова Н. Гендерная асимметрия в системе высшей школы: проблемы и решения // Высшее образование в России. – 2002. – № 5. – С. 62- 64.

Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании. – М., 2014. – 16 с.

Загрузки

Опубликован

2024-06-02