ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ВЗРОСЛЫМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ИХ РАЗВИТИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Муминова Лола Рахимовна, доктор педагогических наук, профессор Шорахмедова Сурайё Камиловна, самостоятельный соискатель Тошкентского государственного университета имени Низами
Ключевые слова:
организация, логопедическая помощь, дети, речь, тяжелые нарушения речи, совершенстование, система,. образования и здравоохранения, частный сектор,Аннотация
В статье описывается организация логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи в Узбекистане. В настоящее время в нашей стране создана и постоянно совершенствуется система помощи детям с речевой патологией. Логопедическая помощь осуществляется по линии образования и здравоохранения в частном секторе. Категория детей с нарушениями речи полиморфна по своему составу и весьма многочисленна. Нарушения речи имеют различную этиологию и патогенез, в структуре дефекта могут выступать как первичные, так и вторичные нарушения.
Библиографические ссылки
Ўзбекистон Республикаси Конституцияси. – Т.: Ўзбекистон, 2007. – 39 б.
Ўзбекистон Республикасининг “Таълим тўғрисида”ги Қонуни // Ўзбекистон Республикаси Олий Мажлисининг Ахбротномаси, 1997, 9 сон, 225 модда; 2013, 41 сон, 543 модда.
Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 2011 йил 13 сентябрдаги “Имкониятлари чекланган болалар учун ихтисослаштирилган давлат таълим муассасалари тўғрисидаги меъёрий-ҳуқуқий ҳужжатларни тасдиқлаш ҳақида”ги 256-сонли Қарори / Ўзбекистон Республикаси қонун ҳужжатлари тўплами, 2011 й., 37-сон, 380-модда.
Ўзбекистон Республикаси Президентининг 2017 йил 7 февралдаги “Ўзбекистон Республикасини янада ривожлантириш бўйича Ҳаракатлар стратегияси тўғрисида”ги ПФ-4947-сонли Фармони // Ўзбекистон Республикаси қонун ҳужжатлари тўплами. – №6 (766). 70 модда. – Т.: Адолат, 2017. – Б. 38.
Ўзбекистон Республикаси Президентининг 2017 йил 1 декабрдаги ПФ-5270-сонли “Ногиронлиги бўлган шахсларни давлат томонидан қўллаб-қувватлаш тизимини тубдан такомиллаштириш чора-тадбирлари тўғрисида” ги Фармони // Ўзбекистон Республикаси қонун ҳужжатлари тўплами, 2017 йил 11 декабрь, 49-сон, 1195 модда.
Ўзбекистон Республикаси Президентининг “Ўзбекистон Республикасини янада ривожлантириш бўйича Ҳаракатлар стратегияси тўғрисида”ги Фармони // Ҳаракатлар стратегияси асосида жадал тараққиёт ва янгиланиш сари. – Т., 2007. – 92 б.
Ўзбекистон Республикасининг “Бола ҳуқуқлари кафолатлари тўғрисида”ги Қонуни // Ўзбекистон Республикаси қонун ҳужжатлари тўплами, 2008, 12-сон.
Бола ҳуқуқлари тўғрисидаги конвенция (Юнисеф). – Т., 2014. – 54 б.
Вакуленко. Л. С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - С. 67-160.
Грибукова О. Г. Подготовка будущих логопедов к работе с родителями, имеющими детей с нарушениями речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186071.htm.
Долгих Н.К. Совершенствование коррекционной работы логопеда детского сада. / Н.К.Долгих // Гуманистические основы современной образовательной парадигмы: теория и практика: Сб. науч. статей. – Абакан: отдела издательской деятельности «Роса» ХРИПКиПРО, 1999. – С. 138-141.
Логопедия: методические традиции и новаторство/Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. – Москва-Воронеж, 2003.
Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефект.факультетов педвузов. М., 2006. логопедии / Под ред. Волковой Л.С., С..Н. Шаховской
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, изд-во «Союз», 2004. – 192 с.
Мўминова Л.Р. Нутқ камчиликлари: бартараф этиш технологиялари. – Тошкент, 2017. – 66 б.
Муминова Л.Р., Нуркельдиева Д.А.
Актуальные проблемы современной специальной педагогики находящиеся в сфере внимания современных ученых и практиков Узбекистана // Халқороилмий конференция материаллари :" Жамиятнингбаркарорижтимоий-иқтисодийривожланишйилларидашахсривожланишнингпсихологикхусусиятлари" Тошкент, 2021, 509-516 б
Мўминова Л.Р., Шомахмудова Р.Ш. Имконияти чекланган болаларни индивидуал коррекцион-ривожлантириш дастурининг методик асослари. – Т., 2007. – 27 б.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. М., 2007.
Шомахмудова Р. «Махсус ва инклюзив таълим» ўқув методик қўлланма. Тошкент «Чашма принт» 2011.
Хрестоматия по логопедии. / Под ред. проф. Л.С. Волковой, В.И.Селиверстова. Том 1. – Москва: ВЛАДОС, 1997.