К ВОПРОСУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ УЧАЩИХСЯ: СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Гулямов Джахангир Рахматуллаевич Навоийское отделение Академии наук Республики Узбекистан, к.п.н, доцент, Акрамова Гулбахор Ренатовна Бухарский государственный университет dosenti, Азимжонова Рушана Рашидовна Навоийский филиал частного университета “ Prof
Ключевые слова:
девиация, учащиеся, поведение, педагогические отклонения, положительные и отрицательные отклонения, причины и факторы педагогических отклонений, особенности характера, социальная средаАннотация
Вводная информация / актуальность. Статья посвящена исследованию особенностей проявления девиаций в поведении учащихся средних общеобразовательных школ, раскрыта природа педагогического отклонения и выявлены факторы, влияющие на данный феномен, а также освещены социально-педагогические аспекты организации диагностической деятельности в школах с учащимися, имеющими педагогические отклонения в поведении.
Библиографические ссылки
. Мирзиёев Ш.М. Буюк келажагимизни мард ва олижаноб халқимиз билан бирга қурамиз. –Тошкент: “Ўзбекистан”, 2017. – Б.163.
. Бандура А. Теория социального научения. Издательство ЕВРАЗИЯ, Санкт-Петербург, 2000 / Перевод с английского под редакцией Чубарь Н.Н. // http://nkozlov.ru/book/220-bandura-albert-teorija-socialnogo-nauchenija.
html
. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. -М.: Социальное здоровье России, 1993. –С. 25.
. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля //Мир России. Социология. Этнология. – 1997. – Т. 6. – №. 1. – С. 163-184.
. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология: Учебное пособие для вузов. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — 560 с. — (Классическое образование). — ISBN 5-901562-41-0. — С. 532.
. Ижтимоий педагогикадан атамалар луғати / Тузувчилар: 3.Кррабоева ва Н.Абдусаматова. – Наманган: НамДУ, 2017. –Б.15. (-72 б.)
. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социология преступности: Современные буржуазные теории / Пер. с франц. Е. А. Самарской; ред. пер. М. Н. Грецкий. – М.: Прогресс, 1966. –С. 299—313.
. Николаева Л.В. Положительные девиации личности как фактор развития общества / Л. В. Николаева, М. М. Парусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. -2016. № 9 (113). - С. 1039-1041. - URL: https://moluch.ru/archive/113/29319/
. Паатова М.Э., Бегидова С.Н., Хакунов Н.Х. Теоретико-методологический анализ социально-педагогических феноменов «девиантное поведение» и «делинквентное поведение» подростков //Вестник Адыгейского
государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. – №. 1. – С. 96-104. // https://cyberleninka.ru
. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков / Под ред.М.А.Галагузовой. –М.: Просвещение, 1996.
. Шоназаров Ж.У. Ўсмирлик даврига хос тарбияси “қийин” болалар ва улар билан индивидуал муносабатда бўлиш психологияси // Замонавий таълим / Современное образование 2020, 2 (87). 44-45-бетлар.
. Шоумаров Ғ.Б., Умаров Б.М. Ёшларда хулқ оғиши ва тарбия бузилишининг олдини олиш бўйича психологик маслаҳатлар. – Тошкент: “Фан”, 2015 йил. 38-бет
. Эгамбердиева Н.М. Ижтимоий педагогика. –Тошкент, Алишер Навоий номидаги Узбекистон Миллий кутубхонаси нашриёти, 2009. –Б.165-166 (-234 б).
. Gulamov J.R, .Nurboyev Q.M., Tukboeva D.Z.Personal efectiveness as a factor in school student personality development: analytical review / Turkish Online journal Qualitative Inquiru (TOJQI) Volume 12, Issue 07, Julu 2021. – P.
-10296 / https://www.tojqi.net/index.php/journal/article/view/5583
. Merton R. K. Social Structure and Anomie, American Sociological Review (англ.) рус., 3, October, 1938, p.672—682.