ТАЪЛИМ МУҲИТИДА ИМКОНИЯТИ ЧЕКЛАНГАН БОЛАЛАРГА ТОЛЕРАНТ МУНОСАБАТНИ ШАКЛЛАНТИРИШНИНГ ПСИХОЛОГИК ХУСУСИЯТЛАРИ
Насимджанова Махсума Мажидовна Психология фанлари бўйича фалсафа доктори PhD Ўзбекистон халқаро ислом академияси
Ключевые слова:
таълим, таълим мухити, имконияти чекланган болалар, толерантлик, интолерантлик, социализация, дезадаптация, инклюзив таълимАннотация
Мақолада таълим мухитида имконияти чекланган болаларга нисбатан толерант муносабатни шакиллантиришнинг зарурияти акс эттирилган. Таълим муассасаси шароитларида имконияти чекланган ўқувчиларга нисбатан қўлланилувчи “толерантлик” тушунчаси белгиланган. Таълим муассасасининг интолерант муносабти натижасида имконияти чекланган болаларда юзага келувчи асосий муаммолар аниқланган
Библиографические ссылки
Плаксина Н.А. Воспитание толерантности младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями, автореферат кандидатской диссертации: Волгоград, 2016, 181с 2. Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А. Писаревская, Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. 132 с. 3. Лошакова И.И. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов / И.И. Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова //
Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. - Саратов, Издательство Педагогического Института СГУ, 2002. С. 15-21. 4. 4. Косарева Г.Н. Формирование толерантного отношения к детям с
ISSN 2181-1717 (E) Образование и инновационные исследования (2022 год №12) http://interscience.uz 353
ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Путь науки. 2015. № 2 (12). С. 105-107 5. Юрченко Л.Г., Ковалева Н.И. Обеспечение психологической безопасности
участников инклюзивного образовательного процесса // Историческая и социальнообразовательная мысль. – 2016. – 8.5 (3). – С. 189-194. 6. Кисляков П., Феофанов В., Шмелева Е., Силаева О. Социально-психологическая
безопасность подростков с интеллектуальной инвалидностю в образовательных
учреждениях различного типа. Российский педагогический и психологический журнал, 2017. 8(8), 85–98.
Наумов А.А. Формирование инклюзивной образовательной среды н основе полисубъектного подхода // Ребенок с ОВЗ в современном инклюзивном образовательном пространстве: проблемы, пути помощи, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (26-27 ноября 2014 г., г. Пермь) / под общ. ред. О.Р.
Ворошниной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2014. – С. 87-94. 8. Чебыкина О.А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность» // Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail:
psyedu@mgppu.ru 2012. – №2. 9. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к
вопросу о толерантности как психическом явлении) / И.Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. научнометод. ст. / РАН Моск. психол.-соц. ин-т. - М. - Воронеж: МодЭК, 2002. – С. 31-41. 10. Волченкова А.А. Когнитивные основы формирования толерантности в
контексте инклюзивного образования // Материалы I-й Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. 2016. С. 227-232. 11. Митина Ю.С. Васильева А.А. О программе формирования толерантности
младших школьников к детям с ОВЗ // Актуальные проблемы коррекционной педагогики,и специальной психологии. Материалы XI Международной научно-практической конференции в рамках Объединенной научно-практической конференции. Под редакцией О.А. Денисовой. Череповец, 2019. С. 141-145. 12. Некрасова О.А., Чуйкова И.В Воспитание толерантности дошкольников по отношению к детям с особыми образовательными потребностями. [Текст] // European research, 2015. № 4. С. 134-138